Почему скрипят тормоза и что с этим делать

почему скрипят тормозные колодки Своими руками

Скрип тормозов не всегда указывает на неисправность автомобиля. Объясняем, почему возникает этот звук и когда он действительно требует внимания

Почему скрипят тормоза

Скрип тормозов может возникнуть как у новых автомобилей, так и у машин с пробегом. Ниже рассмотрим основные причины.

  • Износ тормозных колодок. 

Со временем фрикционный слой колодок изнашивается. При достижении минимально допустимой толщины (обычно 3–4 мм) срабатывает специальный индикатор — тонкая металлическая пластина. Она соприкасается с тормозным диском и издает характерный скрипящий звук. В этом случае нужно как можно скорее заменить колодки.

  • Перегрев тормозной системы.

Частое резкое торможение или длительное движение с нажатой педалью вызывают перегрев тормозной системы. Под воздействием высокой температуры на поверхности колодок образуется стекловидный слой, который ухудшает сцепление с диском и вызывает характерный визг или металлический скрежет. Такой скрип не исчезнет сам — потребуется замена колодок, а иногда и дисков.

  • Отсутствие противоскрипных пластин. 

Они устанавливаются между тормозной колодкой и суппортом, чтобы снизить вибрации и, как следствие, предотвратить скрип. При замене колодок их могут не установить по невнимательности или с целью сэкономить. В результате даже при легком нажатии на тормоз может появиться характерный писк.

  • Попадание грязи и пыли.

Когда между тормозной колодкой и диском попадают мелкие частицы грязи или песка, они царапают поверхность при торможении, вызывая скрип. Такое происходит после поездок по грязным дорогам или в дождливую погоду. Обычно проблема проходит сама — после нескольких торможений или после мойки автомобиля.

  • Неправильная установка колодок.

Причиной скрипа может стать ошибка мастера при замене тормозов. Например, если не очистить посадочные места или неправильно установить противоскрипные пластины, колодки могут работать неравномерно. Из-за этого появляются трение и неприятный звук при торможении.

  • Заклинивание суппорта или направляющих.

Если суппорт или его направляющие заедают из-за грязи или ржавчины, тормозные колодки прижимаются к диску неравномерно. В результате этого тормоза перегреваются и появляется скрип. Проблема решается очисткой и смазкой направляющих элементов.

  • Материал тормозных колодок.

Иногда скрип появляется после замены колодок из-за особенностей их материала. В дешевых моделях обычно применяют недорогие наполнители или некачественные связующие смолы. Фрикционные накладки на таких колодках хуже прилегают к диску, быстро нагреваются и издают скрип.

Почему скрипят новые колодки

В ряде случаев скрип тормозов является нормальным явлением. Особенно если тормозная система технически исправна, а шум обусловлен конструктивными особенностями или условиями эксплуатации. Один из распространенных примеров — скрип новых тормозных колодок. Причины могут быть различные:

  • новые колодки еще не притерлись к диску. Со временем их поверхности адаптируются друг к другу, и скрип исчезнет;
  • налет ржавчины после стоянки или дождя. Скрип пропадет после нескольких торможений;
  • низкое качество материалов. В дешевых колодках используются жесткие или плохо обработанные фрикционные материалы, которые склонны к скрипу;
  • экстренное торможение. При резком торможении материал тормозных колодок сильно нагревается и меняет свои свойства. Это может стать причиной резкого непродолжительного скрежета.

Скрип тормозов при торможении на малой скорости

Скрип тормозов при торможении на малой скорости возникает по нескольким причинам:

  • вибрация деталей тормозной системы из-за слабой фиксации колодок или износа креплений;
  • накопившаяся пыль и грязь на поверхности колодок и дисков;
  • легкое окисление или ржавчина на тормозных дисках;
  • высокая влажность и конденсат, вызывающие кратковременное скрипение при первом торможении;
  • неправильная установка или отсутствие смазки на направляющих тормозных механизмов.

Что делать, если скрипят тормоза

Скрип тормозов не всегда вызван серьезной неисправностью, но и оставлять его без внимания не стоит. Важно разобраться, временное это явление или серьезная неисправность. Если скрипящий звук появился только один раз (например, при резком торможении), то поводов для беспокойства нет. Особенно, если вы следите за состоянием машины и вовремя проводите обслуживание тормозной системы. Но если скрип не исчезает, необходимо провести небольшой чекап.

1. Прислушайтесь к звукам

Если скрип появляется только при торможении, возможно, дело в качестве или износе тормозных колодок. Если звук слышен даже без нажатия на педаль, это может указывать на подклинивание суппорта. Сильный скрежет чаще всего говорит о полном износе колодок, повреждении тормозного диска или попадании постороннего мусора.

Иногда скрип связан с внешними факторами, например повышенной влажностью, пылью или ржавчиной на дисках. В таком случае стоит проехать 10–15 минут по обычной дороге. Если звук не исчезнет, необходимо искать причину дальше.

2. Проверьте состояние тормозов

Если есть доступ к колесам, можно аккуратно заглянуть внутрь через спицы диска, чтобы осмотреть тормозной диск и колодки. Обратите внимание на степень износа колодок и видимые повреждения. Если толщина колодок меньше 3 мм, их необходимо заменить. Однако с барабанными тормозами на задней оси некоторых автомобилей ситуация сложнее: осмотреть их без снятия колеса и самого барабана практически невозможно.

3. Обратите внимание на поведение автомобиля

Прислушайтесь к тому, как машина ведет себя при торможении. Если ее уводит в сторону, возможно возникла проблема с суппортами или тормозными дисками. Если педаль тормоза становится мягкой или «проваливается», скорее всего, в системе есть воздух или повреждены тормозные шланги. Если же машина медленно реагирует на торможение, а тормозной путь стал длиннее, это может означать износ или заедание суппорта. В таких случаях нужно как можно скорее показать автомобиль специалистам.

Профилактика скрипа тормозов

Предотвратить скрип тормозов проще, чем устранять его последствия. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать проблем с тормозной системой.

  • Вовремя меняйте колодки — проверяйте их состояние каждые 10–15 тыс. км.
  • Используйте качественные запчасти от проверенных производителей.
  • Не допускайте полного износа колодок до металла, чтобы не повредить тормозные диски.
  • При каждой замене колодок очищайте и смазывайте направляющие.
  • Следите за уровнем и состоянием тормозной жидкости.
  • Избегайте резких и длительных торможений, чтобы снизить нагрузку на тормозную систему.
  • Регулярно проводите техническое обслуживание и диагностику тормозов.

Можно ли ездить, если тормоза скрипят

Кратковременный скрип после простоя автомобиля, особенно в сырую погоду, является нормальным явлением. Подобный звук также может появляться после замены тормозных колодок или дисков. Как правило, он исчезает после 200–300 км пробега. Однако, если скрип слышен постоянно во время движения, а эффективность тормозов снижается — например, увеличивается тормозной путь или появляется вибрация на педали, — эксплуатировать автомобиль нельзя. Необходимо как можно скорее пройти диагностику и проверить тормозную систему.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий