Автосервисы могут быть заинтересованы в удалении нейтрализаторов из-за содержания в них драгоценных металлов.
Сегодня многие автосервисы предлагают услугу по удалению каталитического нейтрализатора, обещая снижение расхода топлива и улучшение работы двигателя. Однако такое решение может привести не только к выгоде, но и к непредвиденным расходам.
Что такое каталитический нейтрализатор выхлопных газов
Автомобильный катализатор (или каталитический нейтрализатор выхлопных газов) — это специальный фильтр, который снижает концентрацию вредных веществ в отработавших газах. Его монтируют в выпускном тракте машины для нейтрализации (в зависимости от «начинки» узла) вредных выбросов, в которые входят окись углерода (угарный газ CO), оксидов азота NOx и углеводородов CH. Способный взаимодействовать одновременно со всеми токсичными соединениями катализатор называют трёхкомпонентным.
Роль катализатора
Катализатор играет важную роль в системе выпуска отработавших газов, снижая количество вредных веществ, попадающих в атмосферу. Внутри него происходят химические реакции, которые преобразуют опасные соединения в менее вредные с использованием драгоценных металлов, нанесенных на внутренние поверхности. Существуют керамические и металлические катализаторы: первые более доступны по цене, но менее долговечны, вторые — более надёжны, но дороже.
Почему ломается катализатор
По идее, нейтрализатор не требует сервисного вмешательства (за исключением заправки в специальный бачок раствора мочевины, но обычно это делают во время планового ТО) и рассчитан на полный срок службы автомобиля. Однако нежное устройство очень чувствительно к условиям эксплуатации, качеству топлива и исправности двигателя. Неполадки в сопутствующих системах способны быстро сломать и сам катализатор.
Например, попытки запуска машины «с толкача», негерметичные форсунки, подающие слишком много топлива, некондиционные свечи, катушки или провода зажигания, вызывающие пропуски воспламенения в цилиндрах, могут привести к накоплению в катализаторе несгоревшего горючего. Когда оно в итоге вспыхивает, температура внутри корпуса резко возрастает, что в худшем случае приводит к оплавлению сот и полному или частичному выходу нейтрализатора из строя.
Разумеется, современная бортовая электроника старается за этим следить, прерывая подачу топлива в критических режимах. Но 100-процентной защиты компьютер обеспечить не может. Равно как не способен он предотвратить попадание в катализатор авто остатков масла при сильно изношенной цилиндро-поршневой группе или вредных примесей типа свинца, если водитель предпочитает заправляться на некачественных АЗС или добавлять в бак различные присадки.
Нельзя игнорировать и естественный износ катализатора. Как бы аккуратно ни ухаживали за машиной, со временем микрослой редких металлов на сотах всё равно выгорает, а сами узкие соты забиваются продуктами износа двигателя. Так что рано или поздно система очистки отработавших газов попросит уделить ей внимание. В «группу риска» попадает любой старый автомобиль с пробегом далеко за 100 000 км.
Как обнаружить проблему с катализатором
Обычно машина сама подсказывает, что с катализатором не всё в порядке. В комбинации приборов загорится лампа check engine, владелец отправит автомобиль на диагностику, а мастер техцентра по характерным кодам ошибок вычислит, где и почему произошёл сбой. На современных автомобилях бортовой компьютер контролирует качество очистки выхлопных газов с помощью кислородных датчиков (лямбда-зондов), установленных перед и после нейтрализатора.
Но серьёзные неисправности каталитического нейтрализатора выхлопных газов обычно сопровождаются и внешними проявлениями: двигатель начинает работать неравномерно и жёстко, ощутимо теряет тягу, в самых запущенных случаях из моторного отсека или снизу начинают доноситься дребезжащие звуки, а из выпускной трубы появляется отчётливый топливный аромат. Если затянуть с ремонтом, начинка катализатора в автомобиле может разрушиться окончательно и осколки или абразивная пыль (в случае керамического наполнителя) имеет все шансы попасть в цилиндры. Итог — капитальный ремонт мотора со вскрытием.
Замена катализатора — дорогостоящая процедура, поэтому часто предлагается удалить его и установить «обманку». Это позволяет восстановить работу двигателя и избежать больших затрат, но увеличивает уровень вредных выбросов.
С точки зрения закона, в России нет прямого запрета на использование автомобиля без катализатора. Однако его отсутствие может стать причиной отказа в прохождении технического осмотра, поскольку машина должна соответствовать экологическим стандартам.
Что можно продать из старого катализатора
Автосервисы в свою очередь могут быть заинтересованы в удалении нейтрализаторов из-за содержания в них драгоценных металлов, которые можно переработать и выгодно продать. В результате некоторые СТО могут преувеличивать проблемы, чтобы получить дополнительную выгоду.
Этот теневой бизнес достаточно прибыльный. И не только в России. В конце лета 2022 года в США поймали банду, которая промышляла хищениями катализаторов и таким образом обогатилась на 22 с лишним миллиона долларов. В нашей стране один грамм палладия стоит около 4000 рублей, платины — 2500 рублей, золота — 5000 рублей. Напыление этих металлов присутствует в катализаторе.