Зачем нужен островок безопасности на дороге

про островки безопасности Uncategorized

Островок безопасности — элемент дорожной инфраструктуры, который обеспечивает защиту пешеходов и упорядочивает движение на сложных участках дороги.

Рассказываем, можно ли заезжать на островки или парковаться на них, как они обозначаются на дороге и какие есть штрафы за нарушения на участках с такими островками.

Что такое островок безопасности

Согласно пункту 1.2 ПДД, островок безопасности на дороге — это элемент её обустройства, предназначенный для отделения транспортных потоков друг от друга и от трамвайных рельсов, а также для обеспечения безопасности пешеходов при переходе дороги. 

С 1 марта 2023 года этот же пункт ПДД выделяет и островки направляющие — такие элементы предназначены для организации потоков транспортных средств и предотвращения хаотичного движения на сложных участках дорог, перекрёстках и местах съездов. Ключевое отличие от островков безопасности заключается в том, что они не несут задач, связанных с передвижением пешеходов.

Как выглядят островки безопасности

Согласно ПДД, островки безопасности отделяются бордюрами или другими техсредствами — на практике это может быть и специальная разметка. При этом в статье 4.2.2 ГОСТ 33151-2014 уточняется, что подобные элементы предусматриваются для нахождения на них пешеходов — чтобы те могли безопасно пересекать дороги с большим числом полос. Определена даже интенсивность движения на таких шоссе — не менее 400 ТС в час.

Ещё островки безопасности могут располагаться:

  • на нерегулируемых пешеходных переходах;
  • возле детских и спортивных площадок;
  • в местах остановки маршрутного транспорта (если не предусмотрены «карманы»);
  • на загруженных двухполосных улицах, улицах районного и местного значения с шириной полосы не меньше 3,25 метра.

Эти уточнения вводятся в статье 7.1.2 ГОСТ Р 70716-2023.

На широких улицах и шоссе расстояние между краем проезжей части и краями островка должно быть не менее 7,5 метра (статья 4.2 ГОСТ 33151-2014). При этом островки безопасности могут быть обозначены:

  • Бордюрами. Такой островок приподнят над проезжей частью;
  • Разметкой. Это участок на уровне проезжей части, выделенный горизонтальными обозначениями на дорожном покрытии.

Островки безопасности, согласно ГОСТ Р 70716—2023, обозначаются знаками 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 4.2.2 «Объезд препятствия слева», 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева», а на бордюр наносится чёрно-белая разметка 2.7. 

При этом перед островком безопасности (по ходу движения автомобилей) располагается направляющий островок — то есть элемент дороги, ограниченный разметкой 1.2 (непрерывная сплошная линия) и заполненный дорожной разметкой 1.16.1 (наклонные полосы разделяют попутный и встречный транспортный поток), а также разметкой 1.16.2 (ломаные наклонные полосы способствуют разделению потока) и 1.16.3 (ломаные наклонные полосы способствуют слиянию потока). Такие полосы располагают там, где разделяются или сливаются транспортные потоки. Направляющие островки применяются и отдельно от «огороженной» зоны для пешеходов. В «сольном» исполнении выглядят они так же.

Можно ли наезжать на островки безопасности

Пересекать линии направляющих островков и островков безопасности нельзя — они отделяются сплошной линией разметки.

Такой манёвр запрещает пункт 9.7 ПДД. Исключение — вынужденная остановка из-за ухудшения состояния здоровья, потенциально опасного положения груза или технической неисправности (статья 1.2 ПДД РФ). Ещё одно послабление есть для тех, кто был вынужден нарушить разметку для избежания ДТП. Если манёвр не привёл к созданию аварийной ситуации, инспектор за это не накажет. А вот камера может — такой штраф сложно, но можно оспорить.

Несмотря на различия в названиях и назначении, штраф за островки для пешеходов и направляющие островки в большинстве случаев схожий.

По статистике за 2024 год, опубликованной столичным ЦОДД, количество инцидентов с нарушением правил разметки в регионе находится на втором месте после превышения скорости. Требования правил разметки за этот период нарушили 7,4 миллиона водителей. Из них около 2,1 миллиона человек (29%) как раз осуществили наезд на разметку островков.

Инциденты с наездом на островки безопасности могут подпадать под разные статьи КоАП. Соответственно, и размеры штрафов за нарушения будут варьироваться.

Штраф за наезд на островок безопасности

Если водитель пересёк границу островка, ему придётся заплатить штраф в размере 750 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ. Если инцидент произошёл на автомагистрали и водитель заехал на островок, нарушение будет приравнено к пересечению разметки и квалифицироваться по той же части 1 статьи 12.16 КоАП РФ.

Штраф за парковку или остановку на островке безопасности

Ещё несколько лет назад законодательной нормы, которая бы прямо запрещала остановку или стоянку на островках безопасности, не существовало. И штраф, который водители могли бы получить, касался лишь пересечения сплошной. Ситуация изменилась в марте 2023 года, когда в силу вступило Постановление Правительства РФ № 1769. Оно уточнило пункт 12.4 ПДД, прямо запретив остановку и стоянку на островках безопасности и направляющих островках.

Нормы остановки и стоянки на островках безопасности, которые служат для обеспечения безопасности пешеходов, регламентирует статья 12.19 КоАП. За подобное нарушение водитель получит штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.19 КоАП РФ, а в Москве и Санкт-Петербурге сумма вырастет до 2500 рублей согласно части 5 той же статьи. При этом если транспортное средство создало помехи для остальных участников движения, то размер штрафа составит 2500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга — 3000 рублей согласно частям 4 и 6 соответственно.

С апреля 2024 года в Москве начали устанавливать камеры, которые способны штрафовать водителей за парковку на островке безопасности. Причём нарушение фиксируется не в момент остановки, а по истечении пяти минут после того, как машина заехала на островок.

Штраф за разворот через островок безопасности

Когда островок безопасности напрямую связан с пешеходным переходом, манёвр будет рассматриваться как разворот на пешеходном переходе, который запрещён пунктом 8.11 ПДД. За это нарушение штрафуют на 500 рублей по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ. Иногда этот манёвр могут расценить как нарушение требований разметки и дорожных знаков при повороте налево и развороте. В таком случае инспектор вынесет постановление по части 2 статьи 12.16 КоАП РФ на 1500–2250 рублей. 

Для удобства мы собрали штрафы, связанные с наездом на островки безопасности, в таблицу.

НарушениеСтатья КоАП РФШтраф, рублей
Пересечение границы островка безопасности12.16, часть 1750
Остановка на островке безопасности (направляющем островке) на магистрали 12.16, часть 1750
Остановка на островке безопасности12.19, часть 1500
Остановка на островке безопасности (Москва и Санкт-Петербург)12.19, часть 52500
Остановка на островке безопасности с созданием помех12.19, часть 42500
Остановка на островке безопасности с созданием помех (Москва и Санкт-Петербург)12.19, часть 63000
Разворот через островок безопасности (как разворот на пешеходном переходе)12.14, часть 2500
Разворот через островок безопасности (при нарушении требований знаков)12.16, часть 21500–2250
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий