Утрата товарной стоимости и ее компенсация

Bones

Well-known member
Местный
Автоман
Регистрация
22 Апр 2019
Сообщения
899
Реакции
243
Репутация
4
В России набирает обороты новая практика взыскания ущерба с виновников аварий. Помимо обычных трат на ремонт поврежденного автомобиля суды начинают присуждать компенсации за так называемую утрату товарной стоимости (УТС) транспортного средства. Причем, эта сумма может в несколько раз превышать суммы на ремонт. Подают иски в суды профессиональные юристы, нацеленные на максимальное увеличение суммы выплат. Новая практика взыскания средств не на шутку тревожит страховщиков. О том, что такое УТС и чем оно грозит простым автомобилистам рассказлл заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

2298

Что такое утрата товарной стоимости и как она влияет на оценку ущерба при ДТП?
Если исходить из определения, которое дано в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, то УТС — это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта.

Действительно, автовладелец, продавая свой автомобиль после ДТП и ремонта, получает, как правило, меньшую сумму, если бы этого ДТП не было. И в этой ситуации действительно имеет место реальный ущерб, который подлежит возмещению.

Коэффициент УТС. Как он будет рассчитываться?
Никакого коэффициента нет, рассчитывается конкретная сумма, которая и выплачивается. Даже если было возмещение в форме ремонта, и ремонт выполнен идеально, т.е. машина стала как новая, страховщик может получить требование о возмещении УТС, и отклонить его нет никаких законных оснований.


В настоящее расчет проводится по методическим рекомендациям, которые разработал и опубликовал Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (документ в Минюсте не зарегистрирован, нормативным правовым актом не является). При расчете, который обязан проводить специалист, действительно применяются различные коэффициенты в зависимости от того, какая именно деталь ремонтировалась и каковы трудозатраты на этот ремонт.




В каких случаях УТС не рассчитывается и нельзя подать иск к виновнику аварии?

Действительно, незначительные повреждения не требуют расчета УТС, например такие:
  • незначительные сколы, риски, не нарушающие защитных функций ЛКП;
  • одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в вице простой деформации, не требующего окраски, площадью не более 0,25 дм2;
  • если производилась окраска молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов, колесных дисков
  • повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид ТС (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т. и.).

Но если, кроме этих , повреждены составные части кузова, рамы, капот, двери, крышка багажника, то расчет величины УТС должен производиться.

Как быть, если требования по УТС удовлетворены страховой, а собственник автомобиль даже не хотел продавать автомобиль, то есть он не понес никакого ущерба?

Страховщики много раз задавали вопрос о том, как определить УТС, если собственник не продает и не собирается продавать свою побитую и отремонтированную машину, но ответа до сих пор нет на него.

Рассчитывается ли УТС для старых машин?

Сейчас методика ФЦСЭ предусматривает, что УТС не рассчитывается, если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет или 2,5 года при интенсивной эксплуатации, 3 года — по грузовым ТС, 1 год — по автобусам при интенсивной эксплуатации (3 года для прочих).



В возмещении УТС будет отказано так же, если автомобиль ранее подвергался восстановительному ремонту, в том числе окраске кузова, а так же наружной, частичной; «пятном с переходом» или имел коррозионные повреждения кузова или кабины на момент ДТП.


Покрывается ли УТС полисом ОСАГО?
Да, но в рамках отведенных законом сумм. В случае проведения расчета УТС автомобиля, если ответственность виновника застрахована по ОСАГО, УТС выплачивает страховщик. Это не предусмотрено законом об ОСАГО, но Верховный Суд РФ отнес УТС к реальному ущербу и указал на необходимость возмещения УТС в рамках ОСАГО. Как правило, судебная практика такова, что иск к страховщику о возмещении УТС всегда решается в пользу потерпевшего, поэтому зачастую страховщик выплачивает и без суда, чтобы, по крайней мере, сэкономить на судебных издержках. За 2018 год выплачено более 450 млн. руб. по возмещению УТС.

В каком случае водителю придется платить самостоятельно?
Если УТС выходит за рамки отведенных законом выплат по ОСАГО, то платить придется уже самому автовладельцу через суд. То же самое грозит тем водителям, которые ездят без ОСАГО. Всем памятен случай, когда автовладельцу, поцарапавшему трамвай насчитали УТС в размере 1, 5 млн.руб. Иск был предъявлен причинителю вреда, поскольку у него не было полиса ОСАГО.

Однако эта сумма тоже вызывает вопросы. Расчет УТС в этом конкретном случае несостоятелен, поскольку использованная методика не содержит методики расчета УТС трамваев и не может быть использована.
 
Последнее редактирование:

Кристина

Member
Местный
Автоман
Регистрация
28 Май 2019
Сообщения
117
Реакции
9
Репутация
0
Вполне справедливое решение. Мало кто ездит на авто больше трех лет.
 

Онотоле

Well-known member
Местный
Автоман
Регистрация
22 Апр 2019
Сообщения
460
Реакции
127
Репутация
1
Скоро страховщики будут учитывать этот пунктик и поднимут стоимость осаго.
 
  • Нравится
Реакции: Мельдонист