Режим труда и отдыха профессиональных водителей

режим отдыха и труда профессионального водителя Правовые новости

Рассказываем, какой режим работы и отдыха для водителей установлен в 2025 году, и какие штрафы ждут за его нарушения

Водитель, профессионально занимающийся грузовыми или пассажирскими перевозками, должен не только соблюдать ПДД, но и придерживаться строгого графика труда (вождения) и отдыха. Например, нельзя проводить за рулём более 9 (изредка — 10) часов в день. Да и в этот период обязателен хотя бы один длительный перерыв в езде. Разбираем, какие ещё нормы режима труда и отдыха в 2025 году действуют для водителей, как они контролируются и какими штрафами грозит их нарушение.

Что такое нормы режима труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха (РТО) водителя — это установленная законодательством последовательность интервалов вождения (а также связанных с этим операций) и обязательных пауз между ними.

Она нацелена на снижение усталости, а также обеспечения бдительности и скорости реакций садящихся за руль, что прямо влияет на дорожную безопасность. Режим определяет не только как ехать водителю, но также когда и сколько он должен отдыхать.

Нормы трудового времени

Лимит на время за рулём

За любой 24-часовой период, отсчитываемый от конца предыдущего суточного отдыха, время вождения ограничено девятью часами. Дополнительно дважды за семидневку лимит может быть увеличен до 10 часов вождения (п.26.2 ПДД; п.10 Приказа Минтранса № 424). При расчёте за календарную неделю общее время вождения не должно превышать 56 часов, а за две последовательные недели — 90 часов (п.26.2 ПДД; п.12 Приказа Минтранса № 424).

В ситуациях, когда к моменту достижения лимита нет возможности приступить к отдыху, правила разрешают продлить вождение ещё на час, чтобы начать специальный перерыв — для частных лиц, самозанятых и их сотрудников (п. 26.4 ПДД), и на два часа, чтобы добраться до близлежащей стоянки или конечной точки маршрута (п. 26.4 ПДД; п. 11 Приказа Минтранса № 424) — для остальных.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса № 424, при выполнении определённых видов перевозок, трудовая смена шофёра может официально продолжаться до 12 часов.

К ним относятся:

  • перевозки, выполняемые в интересах медицинских организаций;
  • поездки водителей коммунальных бригад, а также служб связи (телевидение, телеграф, телефон, почта и т. д.);
  • выезды аварийных (спасательных) формирований;
  • транспортное обеспечение руководителей организаций на служебных легковых автомобилях;
  • инкассаторские рейсы;
  • таксомоторные пассажирские перевозки;
  • вахтовые смены водителей в составе бригад;
  • регулярные городские и пригородные пассажирские маршруты.

Любое увеличение времени пребывания за рулём до 12 часов требует предварительного письменного согласия шофёра и должно быть закреплено приказом или другим официальным документом.

Специальный перерыв

В случае, если шофёр провёл за рулём 4,5 часа, он обязан устроить паузу минимум на 45 минут. Этот интервал считается за рабочее время и может быть разделён на две фазы — от 15 и от 30 минут (п. 26.1 ПДД; п. 13 Приказа Минтранса № 424).

Нормы отдыха

Суточный отдых 

По окончании трудового дня шофёр должен непрерывно отдыхать на протяжении минимум 11 часов. Паузу можно сократить до 9 часов, но не чаще трёх раз между двумя подряд идущими недельными интервалами отдыха. Срок суточного отдыха, с учётом коротких пауз для «передышки» и питания, должен в два раза превосходить число отработанных часов в предыдущем трудовом периоде (п. 26.3 ПДД; п. 18 Приказа Минтранса № 424; п.4 Постановления Правительства N 908).

Недельный отдых

На протяжении семидневки шофёр обязан хотя бы один раз получить непрерывную паузу от работы на срок не менее 45 часов подряд. Разрешается единожды за каждые две недели сократить перерыв до 24 часов, но при условии, что «недополученные» часы будут компенсированы в рамках последующих трёх недель сверх установленного минимума (п.4 Постановления Правительства N 908; п. 26.3 ПДД; п. 16 Приказа Минтранса № 424).

Междусменный отдых 

С согласия работодателя и первичного профсоюза (для сотрудников юрлиц и ИП), либо по решению самого шофёра-физлица, рабочий день разрешается разбить на отрезки. Перерыв необходимо организовать не позднее, чем через пять часов после старта первой его части. При этом суммарная протяжённость пауз ограничена: 3 часа для городских и пригородных перевозчиков, 5 часов — для остальных шофёров (п. 7 Приказа Минтранса № 424; п.4 Постановления Правительства N 908).

Для работающих в найме у ИП и организаций, также действуют дополнительные правила (п. 18 Приказа Минтранса № 424):

  1. Суточный отдых разрешено дробить на интервалы, но первый должен длиться минимум 3 часа, а заключительный — не менее 9 часов.
  2. В случае посменной работы в составе экипажа каждый водитель обязан отдохнуть на протяжении не менее 9 часов до окончания суточного цикла. При этом длина суточного цикла может быть продлена до 30 часов.
  3. Дополнительный перерыв для отдыха и питания. Для водителей, оформленных в качестве сотрудников юрлиц или ИП, перерыв на обед и отдых устанавливается в пределах от 30 минут до 2 часов. Если же суточная смена затягивается до 8 часов и более, шофёру предоставляется возможность сделать два обеденных перерыва, общей длительностью не дольше 2 часов, но и не короче 30 минут, чтобы он мог полноценно поесть и восстановить силы (п. 17 Приказа Минтранса № 424).

Время работы

ПараметрНормаОснование
Вождение● Не более 9 ч за любой период в 24 ч; до 10 ч — не более 2 раз в неделю;● ≤ 56 ч в календарную неделю;● ≤ 90 ч за любые две подряд недели.п. 26.2   ПДД; п. 10, 12 Приказа № 424
Продление вождения● +1 ч, чтобы начать спец-перерыв (частные лица, самозанятые и их сотрудники);● +2 ч, чтобы добраться до стоянки/пункта назначения (все).п. 26.4   ПДД; п. 11 Приказа № 424
Специальный перерывПосле 4 ч 30 мин суммарного вождения — не менее 45 мин (можно разбить на 15 + 30 мин)п. 26.1   ПДД; п. 13 Приказа № 424

Время отдыха

ПараметрНормаОснование
Суточный отдых● ≥ 11 ч непрерывно;● сокращённый 9 ч — не более 3 раз подряд между двумя недельными;● длительность суточного отдыха (с учётом обеда) должна быть ≥ 2× рабочего времени предыдущей смены. п. 26.3   ПДД; п. 18 Приказа № 424; п.4 Постановления Правительства N 908
Недельный отдых● ≥ 45 ч непрерывно в каждой календарной семидневке;● однократно за 2 недели можно сократить до 24 ч с последующей компенсацией в течение 3 следующих недельп. 4 Постановления Правительства N 908; п. 26.3 ПДД; п. 16 Приказа № 424
Междусменный отдых● Перерыв не позднее чем через 5 ч после старта смены;● суммарно ≤ 3 ч (городской/пригород) или ≤ 5 ч (остальные)п. 7 Приказа № 424;  п. 4 Постановления Правительства N 908
Доп. нормы для сотрудников юрлиц и ИП
Суточный отдых● Суточный отдых можно делить: первый фрагмент ≥ 3 ч, последний ≥ 9 ч;● Экипаж: отдых ≥ 9 ч подряд перед окончанием суточного периода; суточный период экипажа может длиться до 30 чп. 18 Приказа № 424
Перерыв для отдыха и питания● Один перерыв 30–120 мин подряд;● если смена > 8 ч — два перерыва общим временем 30–120 минп. 17 Приказа № 424

Кто и как должен соблюдать нормы режима труда и отдыха

Единые правила режима труда и отдыха действуют для всех водителей, осуществляющих грузовые или пассажирские перевозки:

  • штатных сотрудников автотранспортных предприятий;
  • ИП, работающих без образования юрлица;
  • физических лиц на НПД и их сотрудников.

Однако на порядок работы водителей первых двух категорий распространяются нормы Приказа Минтранса РФ № 424, а на физлиц — общие положения ПДД. 

На водителей такси с 2023 года распространяется действие отдельного нормативного акта — Постановления Правительства РФ от 02.06.2023 N 908, которое регламентирует продолжительность работы и отдыха. Оно устанавливает общие требования к водителям-физлицам, независимо от их налогового статуса.

На ряд категорий водителей нормы РТО не распространяются. Не подпадают под указанные требования лица:

  • управляющие служебными легковыми автомобилями при выполнении поручений государственных и муниципальных органов;
  • участвующие в международных рейсах;
  • эксплуатирующие транспорт лишь внутри ограждённого участка предприятия;
  • работающие в системе ведомственной охраны;
  • эксплуатирующие пожарные, аварийно-спасательные машины, медицинский транспорт;
  • водители оперативно-розыскных подразделений;
  • курьеры федеральной фельдъегерской службы;
  • военнослужащие при исполнении служебного задания.

В состав трудового времени входят все операции, связанные с выполнением служебных обязанностей, среди них:

  • вождение;
  • предрейсовые и послерейсовые проверки состояния автомобиля и подготовка к рейсу;
  • погрузочные и разгрузочные работы, а также посадка и высадка пассажиров;
  • оформление маршрутных документов (путевых листов, товарно-транспортных накладных и пр.);
  • осуществление простоя, возникшего не по вине водителя;
  • устранение поломок машины;
  • отдых в рамках специально предусмотренных перерывов, если суммарное время за рулём достигло 4,5 часа в сутки.

Отдых — временной интервал, который шофёр может использовать по личному усмотрению, и в рамках которого полностью исключены любые задачи, связанные с исполнением трудовых обязанностей.

Закон выделяет несколько разновидностей отдыха: 

  1. короткие паузы в течение рабочего дня; 
  2. суточный непрерывный отдых между сменами; 
  3. недельный отдых.

Если в смене находятся сразу два человека, то период, когда один из них управляет автомобилем, для второго как трудовое время не засчитывается, хотя оплачивается (согласно пункту 18 Приказа Минтранса № 424).

Как считают рабочее время

Порядок учёта и контроля за рабочим временем водителя формируется в соответствии с выбранной на предприятии системой учёта:

  • Прямой (табельный) учёт предполагает фиксацию каждого отработанного часа. Оптимально для водителей маршрутов с регулярным расписанием, он предполагает организацию стандартной восьмичасовой трудовой смены, с максимальной недельной нагрузкой до 40 часов.
  • Суммированный учёт позволяет учитывать отработанные часы за более длительный отрезок времени (обычно один месяц). По соглашению с профсоюзом или другим органом этот учётный период может быть доведён до трёх месяцев. При этом сохраняются предельные нормы времени работы — не более 40 часов в неделю и максимум 10 часов в день за рулём (п.3 Постановления Правительства N 908; п.5,6 Приказа Минтранса № 424).

Какие штрафы за нарушение режима РТО в 2025 году

Учёт времени, проведённого за рулём, а также периодов отдыха осуществляется посредством тахографа — специального устройства, способного автоматически фиксировать все действия водителя: периоды движения и остановок, длительность отдыха и продолжительность рабочего времени шофёра. Датчики на коробке передач и GPS фиксируют движение и остановки, а внутренняя память вместе с цифровой картой водителя сохраняют сведения о начале смены, перерывах и нарушениях режима. При проверках инспекторы ГИБДД могут распечатать или скачать эти данные для подтверждения соблюдения норм.

Согласно п. 3 статьи 20 ФЗ № 96 «О безопасности дорожного движения», с ноября 2019 года все, кто управляет грузовиками массой свыше 3,5 тонны и автобусами, вне зависимости от формы собственности обязаны устанавливать тахографы. Автобусы новой категории B/M2 от этой обязанности освобождены. 

Что касается физических лиц, для которых установка тахографа не предусмотрена, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2023 г. № 908, они должны заполнять журнал учёта рабочего времени. Между тем, таксисты, режим работы которых контролируется в официальных приложениях работодателя или агрегатора, от этой обязанности освобождены.

Несоблюдение установленных норм труда и отдыха водителями является административным правонарушением, за которое ответственность несут как сами водители, так и должностные лица, ИП и юридические организации. Санкции за подобные нарушения в 2025 году определяются частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ:

  • от 1500 до 2000 рублей — для водителей;
  • от 7000 до 10 000 рублей — для ответственных должностных лиц;
  • от 15 000 до 25 000 рублей — для ИП;
  • от 20 000 до 50 000 рублей — для юридических лиц.

При выявлении факта отсутствия тахографа или его некорректного использования на ТС, где наличие прибора обязательно, предусмотрен дополнительный штраф по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • от 3000 до 5000 рублей — для водителей;
  • от 7000 до 10 000 рублей — для ответственных должностных лиц;
  • от 15 000 до 25 000 рублей — для ИП;
  • от 20 000 до 50 000 рублей — для юридических лиц.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий