Принцип работы тормозного суппорта и на что смотреть при выборе

что такое суппорта и его виды Обслуживание и ремонт

Что такое тормозной суппорт и его назначение

Тормозной суппорт — это важнейший компонент тормозной системы автомобиля, обеспечивающий эффективное и безопасное замедление. Он представляет собой ключевой механизм, прижимающий тормозные колодки к диску после нажатия на педаль. Это основной узел, отвечающий за остановку.

Принцип работы тормозного суппорта

Принцип действия тормозного суппорта базируется на фундаментальных законах гидравлики, что позволяет этому механизму эффективно преобразовывать усилие, приложенное водителем к педали, в мощное тормозное воздействие. Весь процесс начинается в момент нажатия на педаль тормоза, когда по специальным герметичным магистралям тормозной системы под значительным давлением начинает поступать тормозная жидкость, ключевой рабочий элемент.

Эта жидкость направляется непосредственно в гидравлический цилиндр или цилиндры суппорта, где она оказывает воздействие на один или несколько поршней. Под давлением тормозной жидкости поршни начинают плавно, но уверенно выдвигаться из своих посадочных мест внутри корпуса суппорта. К этим поршням непосредственно прикреплены тормозные колодки, которые являются расходным элементом системы и нуждаются в регулярной проверке.

По мере выдвижения поршней, тормозные колодки сильно прижимаются к вращающемуся тормозному диску, который закреплен на ступице колеса. Возникающая между колодками и диском интенсивная сила трения мгновенно начинает замедлять вращение диска, а вместе с ним и колеса, что приводит к эффективному снижению скорости автомобиля. Как только водитель отпускает педаль тормоза, давление тормозной жидкости в системе падает, позволяя поршням и колодкам вернуться в исходное положение, освобождая тормозной диск. Таким образом, колесо вновь получает возможность свободно вращаться, и автомобиль продолжает движение, пока не потребуется новое торможение. Эта слаженная работа обеспечивает надежное и контролируемое замедление транспортного средства.

Устройство тормозного суппорта

Несмотря на свою важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно. В его основе лежит устройство, состоящее из поршня или нескольких поршней, подключенных к гидравлической части тормозной системы автомобиля. Именно к этим поршням крепятся тормозные колодки, играющие ключевую роль в замедлении. Общее устройство систем практически идентично и включает ряд обязательных элементов.

Основной элемент – корпус суппорта – массивная металлическая часть, вмещающая в себя компоненты и жестко крепящаяся к элементам подвески или ступице. Внутри корпуса располагаются гидравлические цилиндры, где движутся поршни. Количество поршней варьируется – от одного до нескольких, что влияет на тип и эффективность суппорта.

Важной частью являются направляющие суппорта (или пальцы), по которым скоба суппорта может перемещаться. Для плавности хода и защиты от коррозии они должны быть покрыты специальной смазкой. Их защиту от грязи и влаги обеспечивают пыльники пальцев.

Неотъемлемые элементы – тормозные колодки (внутренняя и внешняя), непосредственно контактирующие с тормозным диском. Они закреплены в скобах внутри суппорта. В состоянии покоя колодки могут удерживаться пружинами. Все компоненты работают слаженно, обеспечивая надежное и контролируемое торможение.

Виды тормозных суппортов

В зависимости от устройства и расположения поршней, тормозные суппорты делятся на два основных вида: фиксированные и плавающие. Эти типы различаются по принципу работы, сложности конструкции, стоимости и эффективности торможения.

Фиксированный суппорт

Фиксированный суппорт имеет поршни с обеих сторон тормозного диска. Его металлический корпус жестко крепится к элементам подвески. Внутри симметрично расположены несколько цилиндров с поршнями. Они одновременно прижимают обе колодки к диску. Цилиндры соединены трубкой. В состоянии покоя колодки удерживают пружины. Такая конструкция обеспечивает высокую эффективность, равномерно распределяя усилие, но обходится дороже в производстве.

Плавающий суппорт

Плавающий суппорт, распространенный на большинстве бюджетных автомобилей, имеет поршень или поршни только с внутренней стороны тормозного диска. Поршень давит на внутреннюю колодку, которая прижимается к диску. Затем скоба суппорта движется по направляющим, прижимая внешнюю колодку. Это простая и дешевая конструкция. Однако такие суппорты уступают фиксированным по эффективности. На автомобили устанавливают в основном однопоршневые.

Отличия передних и задних тормозных суппортов

Хотя тормозные суппорты на обеих осях автомобиля работают по единому принципу, между передними и задними существуют значимые конструктивные различия, обусловленные спецификой их функционирования.

Ключевое отличие заключается в интеграции механизма стояночного тормоза. Задние суппорты специально адаптированы для этой функции, что требует дополнительного привода. В результате, они имеют более сложную конструкцию и, как правило, немного больше передних по габаритам.

Передние суппорты, в свою очередь, часто обладают более открытой формой для лучшего и более эффективного охлаждения. Это обусловлено тем, что на переднюю ось ложиться основная нагрузка при торможении и, следовательно, максимальный тепловой стресс, требующий интенсивного отвода тепла для поддержания их стабильной работы. Из-за этих фундаментальных различий, связанных с наличием стояночного тормоза и распределением тормозных усилий, передние и задние суппорты не взаимозаменяемы. Установить передний суппорт вместо заднего и наоборот не получится из-за их конструктивных особенностей. Правильный выбор и установка соответствующего типа суппорта для каждой оси критически важны для обеспечения безопасности и общей эффективности тормозной системы вашего автомобиля.

Признаки неисправностей и на что обращать внимание при выборе

Суппорт, как и любая другая деталь в автомобиле, имеет свойство изнашиваться и выходить из строя. Поэтому крайне важно своевременно распознавать признаки неисправностей, чтобы предотвратить более серьезные проблемы с тормозной системой. Вот на что следует обращать особое внимание:

  • Скрип при торможении: Если вы недавно меняли колодки и уверены, что на диски не попал песок, постоянный скрип может быть ясным сигналом о проблемах с суппортами.
  • Утечка тормозной жидкости: Появление следов тормозной жидкости на дисках или пятен под колесами часто указывает на негерметичность в области присоединения трубок к суппортам.
  • Зависание колодок: Если после нажатия на педаль суппорты прижали колодки к диску, но не вернулись в исходное положение, это верный признак закисания поршня или направляющих.
  • Увод автомобиля в сторону: Этот симптом, хотя и может указывать на различные проблемы тормозной системы, также является одним из главных признаков неисправности суппортов.
  • Перегрев тормозов: Чрезмерное нагревание тормозных колодок, дисков или самой тормозной жидкости может быть вызвано некорректной работой суппортов.
  • Стуки или вибрация: Посторонние звуки или ощутимая вибрация при торможении могут указывать на проблемы с поршнем или направляющими.

Основная неисправность суппорта – это потеря подвижности поршня или направляющих скобы суппорта. Причинами могут быть коррозия, износ уплотнений, попадание грязи или повреждение защитных пыльников. При выборе нового тормозного суппорта необходимо учитывать его совместимость с вашей моделью автомобиля, репутацию производителя и рекомендации специалистов, поскольку правильный выбор и своевременное обслуживание обеспечат долговечность (в среднем от 5 до 10 лет) и безопасность тормозной системы.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий