Почему выхлопные системы по-разному расположены

почему выхлопная система расположена по разному Обслуживание и ремонт

Причина кроется не в прихоти инженеров, а в жесткой необходимости вписать сложную систему труб и банок в ограниченное пространство, которое у каждой модели — свое. Это как пазл, на решение которого влияет все: от размера двигателя до формы задней балки.

Компоновка шасси

Первое и самое очевидное — это то, что находится под днищем. Конструкторам выхлопной системы приходится буквально продевать трубу между ногами. На ее пути встречаются элементы топливной системы, тормозные магистрали, карданный вал на заднеприводных авто, задняя подвеска и бак с топливом.

По стандартам безопасности, выхлопная система должна быть на безопасном расстоянии от топливного бака и его трубок, чтобы исключить малейший риск возгорания. Вот и приходится инженерам изгибать тракт то вдоль, то поперек, огибая эти критически важные узлы. Где-то можно провести трубу прямо, а где-то единственный выход — пустить ее зигзагом или уложить резонатор поперек.

Размеры двигателя и требования к охлаждению

Мощный многолитровый мотор вырабатывает гораздо больше горячих газов, чем малолитражка. А раз газов больше, то и трубы, и глушители должны быть большего объема, чтобы этот поток эффективно отводить без создания избыточного противодавления.

Представьте себе разницу между садовым шлангом и пожарным рукавом. Вот и здесь похожая история. Большому двигателю — большая «дыхательная» система. Разместить такую громоздкую конструкцию в тесном пространстве — та еще задача. Часто это приводит к использованию нескольких секций, расположенных в разных направлениях, или к применению более плоских и широких элементов, которые можно уложить в ниши.

Тип привода

Это одна из самых весомых причин. На переднеприводном автомобиле, где нет карданного вала, идущего от коробки передач к задним колесам, под днищем образуется свободный тоннель. Именно в него чаще всего и укладывается прямая выхлопная труба.

Совсем другое дело — заднеприводный или полноприводный авто. Здесь на пути выхлопной системы встает массивный карданный вал. Чтобы обойти его, трубу часто смещают вбок, а затем снова возвращают на центр. Именно из-за этого на многих таких машинах можно увидеть, что глушитель или резонатор расположен не вдоль, а поперек задней части автомобиля — это просто самый компактный и рациональный способ уместить все необходимое.

Экология и дополнительные элементы

Современная выхлопная система — это не просто труба и банка. Это сложный технологический комплекс. Помимо классических резонатора и глушителя, в его состав теперь входят каталитический нейтрализатор (катализатор) и сажевый фильтр (на дизелях), а также один или даже два кислородных датчика (лямбда-зонд).

Каждый из этих элементов имеет строго определенные размеры и требования к температурному режиму работы. Например, катализатор должен располагаться как можно ближе к двигателю, чтобы быстрее выходить на рабочую температуру. Все эти «промежуточные» банки также нужно где-то размещать, что еще больше усложняет общую компоновку всей системы.

Защита и обслуживание

Инженеры всегда думают о том, чтобы важные компоненты были защищены от ударов и коррозии. Поэтому выхлопную систему стараются «спрятать» выше уровня элементов рамы или лонжеронов. Но это не всегда получается. Из-за этого на некоторых внедорожниках можно заметить, что глушитель будто бы выступает вниз — это следствие компромисса между дорожным просветом и объемом выхлопной системы. При проектировании также учитывается возможность замены расходников. Чтобы в замену того же лямбда-зонда или датчика можно было легко добраться, не снимая пол-автомобиля.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий