Возможные причины недогрева можно разделить на две группы. Первая — это те, что можно устранить в дороге и избавиться от холода в салоне. Вторая группа — более серьезные поломки или дефекты, для устранения которых как минимум потребуется гараж или небольшая мастерская.
Восстановление отопления на ходу
Воздушная пробка
Чаще всего печка не греет из-за воздушной пробки, образовавшейся внутри радиатора печки. За период с конца марта по октябрь печку вряд ли включали, естественно, внутри мог скопиться воздух. Чтобы убедиться в этом, достаточно забраться рукой и потрогать ладонью радиатор. Воздух нужно убрать.
Сделать это можно двумя способами
- У некоторых моделей авто на радиаторе есть незаметный винт — воздушный клапан. Хотя его можно припаять и самостоятельно. Через клапан довольно просто выпустить воздушную пробку. На крайний случай можно ослабить хомут на верхнем патрубке радиатора печки, правда, потом придется тщательно затянуть, чтобы тосол не подкапывал.
- Если на улице совсем холодно, а возможности спустить воздух нет, то ищите крутую горку или эстакаду. Нужно будет заехать передними колесами на подъем так, чтобы машина оказалась под углом 15-20° к линии горизонта. Затем запускаем мотор и даем ему поработать на хороших оборотах. Такой прием также часто помогает выгнать воздух из радиатора.
Двигатель вентилятора
Иногда печка не греет просто потому, что двигатель вентилятора явно не развивает нужных оборотов. Чаще всего из-за засалившихся подшипников скольжения. Устранить проблему можно и в дороге, но для этого нужно добраться до самого электродвигателя. Не у всех автомобилей это легко сделать, но иногда просто нет другого выхода.
После того как будет снята крыльчатка, нужно будет капнуть пару капель из масленки в то место, где вал входит из корпуса электромотора. Понятно, масленки может и не быть в машине. Тогда открывайте капот, доставайте масляный щуп и капайте с него или перенесите масло на отвертку, а затем на вал.
Раз уж довелось распаковать часть торпеды, чтобы добраться до двигателя, не поленитесь продуть насосом ячейки-соты радиатора печки. Хотя если на улице холодно, то можно отложить процедуру продувки до момента приезда в гараж.
И еще один момент: если вентилятор совсем не работает, то доставайте руководство по эксплуатации и ищите на панели предохранителей тот, что отвечает за работу электродвигателя. Возможно, замена предохранителя поможет доехать домой в тепле.
Восстановление печки в условиях гаража
Если плохая работа печки обнаружена еще до выезда в дорогу, то ей стоит заняться более серьезно. На это потребуется не менее одного-двух дней. В первую очередь нужно снять декоративную облицовку, чтобы получить доступ к вентилятору, двигателю и самому радиатору.
Далее нужно будет завести мотор и проверить, насколько хорошо прогревается теплообменник печки. Он должен быть полностью горячим. Если нет, то нужно удалить воздух способом, описанным выше. Если и это не помогло, то радиатор печки нужно будет промывать. Снимается он легко, основная проблема — не допустить разлива тосола в салоне.
Промывают радиатор обычно дома. Сначала заливают на сутки промывочным раствором, затем выдувают под давлением водой из крана. Чем старше машина, тем больше мусора собирается внутри теплообменника. Естественно, все листья, веточки, тополиный пух — все это нужно выдуть с передней стенки радиатора.
Проблемы с термостатом и охлаждающей жидкостью
Еще один фактор, влияющий на эффективность работы печки, — это термостат. Если в системе охлаждения залит тосол или антифриз нормального качества и жидкость своевременно меняли, то термостат работает без поломок достаточно долго. А вот если тосол регулярно разбавляли водой, то будут проблемы.
Термостат просто заклинит в открытом положении, в результате мотор будет греться очень долго. Зимой, в сильный холод, на прогрев двигателя с заклинившим термостатом может уйти до получаса. И еще один момент: некоторые водители вместо тосола заливают в контур охлаждения дистиллированную воду.
Есть такая расхожая история, что современные тосолы быстро разрушают алюминиевые радиаторы и блоки (особенно литые патрубки). Определенная доля правды в этом есть, если речь идет о поддельных или самодельных антифризах. Но прежде чем заливать воду в систему, нужно помнить, что удельная теплоемкость воды в два раза выше, чем у тосола.
Это значит, что на нагрев воды в контуре охлаждения уйдет в два раза больше времени. То есть печка будет плохо греть даже после 15-20 км пути. А на холостых оборотах такой двигатель нагреть очень сложно. Так что вполне возможно, что печка греет плохо из-за сильно разбавленного тосола.
Иногда бывает так, что ни чистка печки, ни удаление воздушных пробок, ни промывка и замена тосола не приносят желаемого результата. Такое случается довольно часто из-за дефекта внутри патрубка на блоке, через который отводится горячая жидкость на теплообменник печки. Тут ничего не поделаешь, нужно снимать резиновый шланг-патрубок и врезать в него электропомпу.
Вещь крайне полезная: за счет усиленной циркуляции охлаждающего тосола печка начинает греть уже через 5-7 минут после запуска мотора. А в теплое время года эта же электрическая помпа защитит двигатель от перегревания и кипения, если вдруг пришлось постоять в пробке в жару.







