Какими должны быть холостые обороты

все про холостые обороты Uncategorized

Холостые обороты — это режим, при котором коленвал вращается с минимальной скоростью,  а двигатель не совершает полезной работы.

Так и зачем он нужен, если в это время мотор бесполезно расходует топливо? Объясняем, почему ДВС (в отличие от электромобилей) не может обходиться без холостого хода, какие холостые обороты двигателя должны быть в исправном автомобиле и как настроить холостой ход, если это необходимо. 

Зачем двигателю холостой ход

Понять, зачем нужен холостой ход, можно на примере велосипеда. Если ехать на нём, даже медленно, то поднажать на педали и ускориться будет намного легче, чем сделать то же самое, изначально стоя на месте. 

Примерно так же происходит с ДВС. Сначала нужно приложить внешнее воздействие, чтобы его запустить (для этого предусмотрен стартер), а все рабочие процессы в двигателе происходят при вращении коленвала. Фактически на холостом ходу мотор только обслуживает ряд внутренних потребителей (освещение, кондиционер, обогревы). Но когда водитель нажимает на педаль газа, это увеличивает количество сгорающей смеси в цилиндрах, и двигатель уже может развить крутящий момент, необходимый для разгона автомобиля или хотя бы поддержания его постоянной скорости. 

В современных моторах работу вхолостую стремятся минимизировать — в частности, используя систему старт-стоп. Но глушить двигатель и запускать каждый раз, когда нужна тяга, неэффективно. А холостой ход на современных инжекторных автомобилях организован с помощью специального регулятора (РХХ). Он позволяет подавать воздух в двигатель в обход дроссельной заслонки — то есть когда правая педаль отпущена.

Какими должны быть обороты холостого хода

Важно, чтобы они соответствовали трём условиям: 

  • работа двигателя должна быть устойчивой; 
  • оборотов должно хватать для нормального функционирования дополнительных агрегатов — генератора, системы охлаждения, масляного насоса, АКПП
  • обороты не должны быть слишком высокими, потому что это лишний расход топлива.

Как правило, у современных двигателей холостой ход (ХХ) двигателя настроен примерно на 900–1000 об/мин. За поддержание этого уровня на автомобилях с впрыском топлива отвечает электроника, так что водитель влиять на ХХ никак не может. Иногда обороты на холостом ходу ненадолго повышаются. Обычно это связано с прогревом мотора или появлением дополнительной нагрузки в виде внутренних потребителей — например, когда включается компрессор кондиционера. Если обороты ХХ заметно плавают, причём постоянно — это ненормально. Почитайте, почему такое может происходить. 

Как отрегулировать обороты холостого хода

Мы уже отметили, что на впрысковых автомобилях сделать это, скорее всего, не получится — разве что в процессе чип-тюнинга, когда меняется программа управления двигателем. Но на карбюраторах такая операция предусмотрена. Вот как выполняется настройка холостого хода (на примере двигателей ВАЗ или Москвич): 

  • Для начала нужно прогреть двигатель до рабочей температуры. 
  • Если вы заводили мотор с «подсосом», следует утопить его рукоятку до конца. 
  • У карбюратора есть 2 винта регулировки холостого хода, которые отвечают за количество и качество смеси, обычно с головкой под плоскую отвёртку. 
  • Сначала винтом количества обороты уменьшаются до минимально устойчивых.
  • Далее, поворачивая винт качества в разные стороны, находят диапазон, в котором холостой ход максимально увеличивается. 
  • Снова уменьшают обороты винтом количества и опять крутят регулятор качества, пытаясь их поднять — в следующих итерациях диапазон его регулировки должен уменьшаться.
  • Когда оптимальное качество смеси настроено, винтом количества выставляется правильная частота вращения коленвала. 

Сколько оборотов на холостом ходу должно быть у исправного и настроенного карбюраторного двигателя автомобиля? Обычно от 600 до 900 об/мин. 

Можно ли сэкономить топливо, периодически глуша двигатель

Опасный приём из прошлого: например, при движении под небольшой уклон просто включить нейтраль и заглушить двигатель, чтобы он не работал вхолостую. Так в прошлом поступали многие таксисты, пытаясь экономить топливо. Сколько бензина удавалось таким образом сберечь на старой «Волге», достоверно неизвестно. Но понятно, что в современном автомобиле так делать не стоит.

Во-первых, он имеет усилители тормозов и руля, которые отключаются вместе с мотором, а без них управлять машиной тяжело и небезопасно.

Во-вторых, надо понимать, что такое холостые обороты в современном двигателе и что они не тождественны работе «вхолостую».

Если отпустить педаль газа, ЭБУ мотора с впрыском и так перекрывает подачу топлива в цилиндры, достигая максимальной его экономии, — и коленвал вращается от колёс, попутно замедляя машину. А когда автомобиль останавливается, в дело вступает уже упоминавшаяся система старт-стоп.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий