Любой опытный водитель знает, что запасное колесо и домкрат в дальней дороге просто необходимы. И многие из тех, кто хотя бы несколько раз был вынужден использовать этот набор в пути, быстро пришли к выводу, что штатные домкраты часто оказываются не слишком удобными и надёжными и лучше купить что-то более приспособленное для суровой реальности. Но домкраты бывают разными, и выбор наиболее подходящего может оказаться сложной задачей.
Расскажем, какими бывают домкраты по конструкции, как их выбирать и как потом ими пользоваться, чтобы не навредить ни себе, ни машине.
- Виды домкратов
- Домкрат-ромбик
- Домкрат-бутылочный
- Подкатные домкраты
- Другие виды домкратов
- На что нужно обращать внимание при выборе домкрата
- Грузоподъемность
- Высота подхвата
- Высота подъема
- На что нужно обращать внимание при выборе домкрата-ромбика
- На что нужно обращать внимание при выборе гидравлического домкрата
- Как правильно пользоваться домкратом
Виды домкратов
Существуют три основных типа домкратов: ромбические, бутылочные, подкатные. Сказать, что какой-то из них хуже остальных, нельзя: все они имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому при выборе нужно ориентироваться на их особенности как при эксплуатации, так и при хранении и перевозке.
Домкрат-ромбик
Простые механические домкраты-ромбики не зря пользуются популярностью и обычно используются производителями автомобилей в качестве штатных домкратов. Они компактные, не занимают в багажнике много места, практически не требуют никакого обслуживания. Принцип их действия несложный: водитель крутит рукоятку (как правило, съёмную), вращается винт, а рычаги, соединённые между собой с помощью шарниров, поднимают машину. Ухода такая конструкция требует минимального: достаточно следить, чтобы ничего не заржавело, и периодически смазывать винт. Проще ничего не бывает, и «ромбик» мог бы быть идеальным вариантом для любого автовладельца.
Недостатки:
- Чтобы этот домкрат хорошо работал, он должен быть качественным. А с этим у недорогих устройств часто бывают проблемы: многие производители используют неподходящие материалы, и в реальной жизни «ромб» иногда способен поднять машину всего один-два раза. После этого у него могут сломаться рычаги, сорваться резьба или он может просто развалиться. Поэтому выбирать такой домкрат нужно тщательно.
- Если машина тяжёлая, не каждому понравится крутить ручку «ромбика»: усилие на ней может быть довольно существенным. Мужчины, скорее всего, справятся, а вот водителям-женщинам придётся несладко.
- Этот домкрат требует особенно тщательной установки. Если поставить его под машиной в неудачном месте, уронить её будет несложно. Как правило, при этом повреждается порог, а если не повезёт – то и что-нибудь ещё. Пользоваться «ромбиком» нужно внимательно и без лишней спешки.
За компактность, простоту и доступность этому устройству можно многое простить. Главное – выбрать качественный экземпляр.
Домкрат-бутылочный
Второй тип конструкции домкратов – бутылочные. Эти домкраты не механические, а гидравлические, в которых всю работу выполняет жидкость (масло) гидравлической системы. Бутылочные домкраты удачно сочетают в себе преимущества механических ромбовых и серьёзных подкатных устройств: они достаточно компактные, но при этом способны поднимать существенный вес. Причём не требуют такой физической подготовки, как «ромбы». В целом – в хорошем смысле слова компромисс между небольшими размерами, грузоподъёмностью и удобством использования.
Недостатки:
- Возить такой домкрат в багажнике придётся в положении стоя. Если надолго уложить его на бок, из него может вытечь масло. И ещё за уровнем масла придётся периодически следить: если оно уйдёт, можно оказаться на дороге один на один с совершенно бесполезной железкой.
- У простых бутылочных домкратов обычно не очень большая высота подъёма. Поэтому есть смысл обратить внимание на телескопические бутылочные домкраты, у которых внутри одного штока есть второй шток. В этом случае высота подъёма будет намного больше.
Подкатные домкраты
Третий вид – подкатные домкраты. В легковых машинах с собой их обычно не возят: слишком большие и занимают много места. А ещё – достаточно тяжёлые, что нравится далеко не всем. Однако именно такие домкраты чаще остальных можно увидеть в автосервисах и шиномонтажных мастерских: ими очень удобно пользоваться, у них очень высокая грузоподъёмность и завидный ресурс – не чета «ромбам».
Чем хороши подкатные домкраты – это тем, что уронить с них машину может только очень талантливый человек. Они устойчивы, абсолютно равнодушны к наклону автомобиля, который неизбежно возникает, когда его поднимают. Ну и, конечно, такими домкратами без особого труда можно поднимать даже грузовики, причём сразу весь мост – два колеса одновременно. Не любыми, конечно, а достаточно мощными.
Возить в легковой машине подкатной домкрат согласятся немногие: уж слишком много места он занимает. А жаль, потому что пользоваться им не просто легко, а иногда даже приятно. А вот владельцам минивэнов или достаточно крупных внедорожников на подкатные домкраты смотреть можно.
Во-первых, места в этих машинах для такого устройства вполне достаточно.
Во-вторых, поднимать им тяжёлый автомобиль намного проще, чем домкратами двух первых типов. Впрочем, существуют и весьма компактные подкатные домкраты для легковых автомобилей.
Другие виды домкратов
Конечно, существуют и более редкие виды домкратов. Например, хай-джеки, без которых джиперы редко рискуют лезть в грязь, или пневматические домкраты, которые с собой практически не возят (они бесполезны без компрессора). Про такие специфические устройства говорить не будем – встречаются они редко, и рядовым автолюбителям просто не нужны.
На что нужно обращать внимание при выборе домкрата
Начнём с общих для всех устройств характеристик. Обычно вспоминают только про грузоподъёмность, на самом деле нужно учитывать минимум три важных параметра: эту самую грузоподъёмность, а также высоту подхвата и высоту подъёма.
Грузоподъемность
Насчёт грузоподъёмности нужно сказать следующее. Часто грузоподъёмность штатного домкрата автомобиля меньше, чем вес автомобиля. Причина понятна: никто будет поднимать им автомобиль целиком. Обычно поднимают только одно колесо, и слишком мощный домкрат для этого не нужен. Покупать домкрат нужно не менее грузоподъёмный, чем штатный, а лучше, чтобы у него был запас.
Во-первых, он дольше прослужит.
Во-вторых, вполне вероятна ситуация, при которой менять колесо придётся на загруженной машине. Поэтому запас 200 кг желательно иметь.
Высота подхвата
Высота подхвата – это высота от поверхности дороги до площадки под домкрат на днище автомобиля. Тут важно помнить, что на спущенном колесе расстояние от порога до дороги становится меньше почти на высоту профиля шины. Поэтому это расстояние при выборе домкрата нужно учитывать. Иначе в ответственный момент его просто не получится засунуть под машину.
Высота подъема
Высота подъёма – это, что очевидно, та высота, на которую поднимается домкрат. Однако не надо думать, что ровно на ту же высоту поднимется и колесо: при подъёме машины за счёт артикуляции подвески оно будет довольно долго оставаться на земле. Теоретически чем эта высота больше – тем лучше. Но это не значит, что нужно гнаться за избыточно высотой: для джиперов есть хай-джеки, а обычным автовладельцам переплачивать за этот параметр и мириться с приличными геометрическими размерами устройства смысла нет. Для легковой машины обычно вполне достаточна высота подъёма сантиметров на 30, а вот кроссоверам и внедорожникам лучше выбрать домкрат посерьёзнее, с высотой подъёма 40-50 сантиметров.
На что нужно обращать внимание при выборе домкрата-ромбика
В силу того, что устройства эти технически несложные, их производит огромное количество компаний. И некоторые из них делают это не лучшим образом. Домкрат перед покупкой лучше подержать в собственных руках и посмотреть, как он сделан.
Определить на глаз марку стали не получится, поэтому точно предсказать, сложится ли он сразу или поработает несколько лет, невозможно. Но при осмотре желательно обратить внимание хотя бы на сварные швы: у качественных домкратов они не бывают кривыми.
На новом устройстве не может быть никакой ржавчины, а фурнитура (рукоятки и крепёжные элементы) не должна производить впечатление кустарного изделия. Больше у «ромбика» смотреть нечего – он действительно устроен просто, и подвести в нём может только качество материалов и изготовления.
На что нужно обращать внимание при выборе гидравлического домкрата
При выборе гидравлических домкратов ещё важно учитывать наличие системы быстрого подъёма и количество плунжеров насоса. Система быстрого подъёма позволяет поднять машину за меньшее количество качков, то есть взмахов рукояткой.
Если домкрат используется раз в несколько лет – ничего страшного, можно и помахать. Но если пользоваться им приходится часто, лучше доплатить за модель с такой функцией. Ну а двухплунжерный насос – это гарантия того, что домкрат не подведет в ответственный момент.
Даже если один плунжер выйдет их строя, второй в любом случае позволит поднять машину. Такие домкраты хороши не только для использования автолюбителями, но и для работы на СТО или в шиномонтажной мастерской.
Есть одна деталь, про которую часто забывают, это вес самого домкрата. Как ни странно, чем он при остальных равных параметрах тяжелее, тем лучше. Дело в том, что вес домкрата напрямую зависит от толщины стали, из которой он сделан. И чем больше вес домкрата, тем толще его сталь. А значит, и надёжнее конструкция изделия. Ну а от надёжности напрямую зависят не только его ресурс, но и безопасность при использовании.
И ещё одно полезное отличие хороших гидравлических домкратов – наличие предохранительного клапана, который не позволит владельцу загубить механизм при попытке поднять что-то слишком тяжелое. Пусть лучше сработает клапан, чем сломается весь домкрат, и машина с него упадет на дорогу. Вещь, одним словом, не лишняя.
Как правильно пользоваться домкратом
Правильно в случае домкрата – это не только эффективно, но и безопасно. Да, падение машины с домкрата может привести к очень неприятным последствиям. Причём повреждение железа – это ещё не самые плохие из них. Иногда можно получить и травму, зачастую – достаточно серьёзную.
Первое правило – не пытаться установить домкрат на поверхности, которая будет под ним осыпаться или продавливаться. Асфальт, бетон – пожалуйста, а вот в грязь или в снег его ставить не надо. Такая поверхность иногда может даже выдержать начало подъёма машины, но в самый ответственный момент домкрат может «уехать» в сторону. А это неприятно. В крайнем случае под домкрат можно что-то подложить (хотя бы толстую доску), но если есть возможность, лучше найти надёжную поверхность.
Второе правило – эта поверхность должна быть горизонтальной. Если машина покатится вперёд или назад, падения с домкрата не миновать. Само собой, лучше поставить её на стояночный тормоз, в режим паркинга или на передачу. И, конечно, необходимо установить противооткатные упоры. Они же – «башмаки».
Третье правило — если планируете не просто менять колесо, а делать что-то более серьёзное (например, менять тормозные колодки), не оставляйте машину на домкрате. Нужно использовать подставки, потому что домкрат не рассчитан на то, чтобы машина на нём висела часами. На подставках будет намного безопаснее и для машины, и для вас.
Выбор домкрата и его правильное использование – это всё же немного более серьёзный вопрос, чем часто думают. Если домкрат будет ржаветь и расползаться по швам, при работе с ним можно не только повредить машину, но и нанести себе травму. Если выбрать его неправильно, он может оказаться просто бесполезным, а если ещё и пользоваться им с ошибками, то последствия могут быть вообще непредсказуемыми. Поэтому будьте внимательны не только при выборе устройства, но и при его эксплуатации.