Как работает система курсовой устойчивости

что такое есп и его виды Обслуживание и ремонт

ESP — электронная система в современных автомобилях, которая заметно повысила безопасность вождения и которая помогает сохранять контроль над автомобилем в сложных ситуациях. В статье рассмотрим, как работает ESP, из каких элементов она состоит, когда активируется и как повышает безопасность на дороге.

Что такое ESP

ESP (Electronic Stability Program) — система курсовой устойчивости, которая помогает водителю сохранять контроль над автомобилем в сложных ситуациях. Она срабатывает, когда есть риск потерять управление, например на скользкой дороге и при резких маневрах.

ESP способна исправить некоторые ошибки водителя, но ее возможности не безграничны. Не полагайтесь только на систему, она не оценит дорожную ситуацию, не просчитает маршрут и не учтет параметры дороги вместо человека.

Если водитель немного превысил скорость или слишком резко повернул руль — система поможет сохранить безопасную траекторию движения.

Mercedes CL 600 серии C140 1995 года был первым автомобилем с системой стабилизации. Сегодня ее внедряют все крупные мировые автопроизводители.

Систему устанавливают на легковые автомобили и на некоторые внедорожники, микроавтобусы и так далее. В странах Евросоюза, США, Канаде, Австралии и Израиле ездить на машинах без ESP запрещено.

Согласно исследованиям Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), в случае когда в аварийную ситуацию попадает один автомобиль, ESP снижает риск несчастного случая на 67% для внедорожников и на 35% для легковых автомобилей.

Как работает ESP

Помощник непрерывно анализирует данные о движении автомобиля с помощью различных датчиков и сопоставляет их с действиями водителя. Если поступает сигнал, что автомобиль теряет устойчивость, система активируется и исправляет траекторию движения.

Возможности ESP:

  • уменьшает подачу топлива, чтобы снизить тягу двигателя;
  • притормаживает одно или несколько колес;
  • меняет передачу в автоматической коробке передач;
  • исправляет угол поворота передних колес;
  • воздействует на активные амортизаторы в машинах с адаптивной подвеской.

Это происходит очень быстро и без участия человека. Даже если водитель продолжит давить на газ, машина «послушается» ESP и не будет разгоняться.

Из чего состоит ESP

ESP в разных автомобилях различаются по функционалу, но строение и принцип работы примерно одинаковы.

Система ESP состоит из следующих элементов:

1. Датчики:

  • угловой скорости — определяют скорость вращения колес;
  • бокового ускорения — определяют, насколько автомобиль отклоняется от заданной траектории;
  • положения руля — сравнивают угол поворота руля с фактическим направлением движения машины;
  • состояние тормозной системы и двигателя — определяют количество оборотов, объем подачи топлива и тормозной жидкости.

2. Электронный блок управления (ЭБУ):

  • обрабатывает информацию от датчиков и принимает решение вмешаться в управление автомобилем;
  • координирует работу всех систем машины, чтобы она ехала «ровно» и безопасно.

3. Исполнительные элементы:

  • тормозные механизмы на каждом колесе, включаются по отдельности и корректируют траекторию движения;
  • механизмы управления двигателем, которые снижают мощность и меняют его режим работы.

Индикатор ESP

На приборной панели автомобилей с ESP есть специальный индикатор — лампочка с одноименной аббревиатурой. У нее три состояния:

  • Не горит

Это значит, что угрозы нет и система курсовой устойчивости отключена, но готова к работе.

  • Мигает

Это сигнал, что ESP активно вмешивается в управление автомобилем, чтобы предотвратить занос или скольжение.

  • Горит постоянно во время движения

Ошибка ESP указывает на неисправность или сбой в работе системы. Могут быть проблемы с датчиками, блоком управления или исполнительными механизмами. В этом случае нужно как можно скорее обратиться в сервис, так как ездить с неисправной системой опасно.

Не все знают, что систему можно принудительно отключить, — для этого есть специальная кнопка «ESP off».

Если ехать, например, по глубокому снегу или сыпучему грунту, ESP может ограничивать необходимую пробуксовку колес. Однако отключать ее рекомендуется только опытным водителям, полностью осознающим риски. Когда проедете сложный участок, включите систему обратно.

С ESP ездить безопаснее, но водителю все равно нужно быть бдительным и соблюдать правила. Система помогает предотвратить аварии, но далеко не во всех ситуациях.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий