Есть целый ряд ситуаций, при которых рекомендована промывка дроссельной заслонки.
Если обороты двигателя на холостом ходу неустойчивы или он норовит заглохнуть после резкого закрытия газа, то, возможно, ему необходима промывка дросселя. Рассказываем, почему в этом может быть виновата именно грязная дроссельная заслонка, на что влияет этот узел и как почистить дроссель, чтобы всё работало как надо.
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка (или просто дроссель) — устройство, регулирующее количество воздуха, которое используется для создания топливовоздушной смеси.
Нажимая на педаль газа, водитель через систему привода (механическую или электронную) открывает дроссель и тем самым увеличивает поток засасываемого или нагнетаемого в цилиндры двигателя воздуха.
В старых автомобилях (примерно до 2003 года выпуска) с педалью газа дроссельная заслонка соединялась напрямую — системой тяг или тросиком. В современных машинах дроссель управляется с помощью ЭБУ двигателя, а правая педаль стала «электронной», с датчиком положения, который передаёт сигнал в ЭБУ по проводам.
Когда заслонка закрыта полностью, то воздух в цилиндры идёт через регулятор холостого хода (РХХ) — ровно столько, чтобы мотор работал на холостых оборотах. Открытие заслонки увеличивает пропускную способность впуска. В цилиндры двигателя попадает больше воздуха (и соответственно, топлива), а его обороты и тяга увеличиваются.
Корректная работа заслонки прямо влияет на эффективность двигателя. Если заслонка загрязнена и открывается, а главное, закрывается, не полностью, то мотор сбоит, возникают «провалы» при разгоне, расход топлива увеличивается. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, следует чистить дроссельную заслонку по мере необходимости.
Где находится дроссельная заслонка
В различных моделях автомобилей дроссельная заслонка может располагаться в разных местах с учётом компоновки двигателя и других особенностей конкретной машины. Заслонку нужно искать между воздушным фильтром и входом впускного коллектора. Обычно она имеет собственный корпус с интегрированным в него РХХ, актуатором (при «электронном» акселераторе) или приводным тросиком. В спортивных моторах ещё встречаются индивидуальные заслонки для каждого цилиндра, но это экзотика.
В массовых рядных двигателях дроссельный узел чаще всего «на виду», и доступ к нему свободный. Добраться до него легко самому при наличии навыков и инструментов. А вот в V-образных и оппозитных моторах доступ к дросселю может быть затруднён. В таких случаях для очистки проще обратиться на сервис, совместив это с другими операциями по обслуживанию.
Почему нужно чистить дроссельную заслонку
Стоит ли чистить дроссельную заслонку? Казалось бы, через неё проходит только воздух. Однако на деле в современном двигателе, помимо воздуха из атмосферы (который тоже не бывает идеально чистым, несмотря на фильтр), во впуск попадает часть выхлопа (через систему рециркуляции), а ещё с впускным коллектором соединена система вентиляции картерных газов.
В итоге заслонка и сам дроссель по мере эксплуатации покрываются налётом из сажи, масла, компонентов топлива, особенно если использовать бензин не самого высокого качества. Это приводит к нарушениям работы мотора, снижению его мощности и увеличению расхода топлива.
Всё потому, что отложения на внутренних поверхностях дросселя мешают нормальному движению заслонки. То есть она не сможет полностью открываться или закрываться, а ещё может заедать.
Как часто чистить дроссельную заслонку
Идеальным решением было бы промывать дроссель каждые 30–50 тысяч километров. Однако этот интервал на самом деле очень индивидуален. Например, в крупных городах воздух обычно относительно чист, а бензин — хорошего качества. В таких условиях дроссельный узел может без проблем прослужить и 100 тысяч километров. А вот при эксплуатации на пыльных грунтовых дорогах и при использовании низкокачественного топлива отложения накапливаются гораздо быстрее. Тогда и понадобится промывка заслонки.
Как понять, что дроссельная заслонка нуждается в чистке
Чистка дроссельной заслонки должна быть мерой профилактики, но иногда приходится выполнять её уже по факту проблем с мотором. На необходимость очистки дросселя может указывать несколько признаков:
- Первый, требующий внимания, симптом — неустойчивая работа мотора на холостых оборотах. Если вы замечаете, что обороты двигателя начинают «скакать», это может свидетельствовать о плохом состоянии заслонки и её некорректной работе. Например, она может неплотно закрываться. Кроме того, грязь способна частично забить и каналы холостого хода.
- Второй признак — изменение динамики автомобиля. Если ваш автомобиль стал медленнее и с провалами реагировать на педаль акселератора, это тоже может быть связано с большим количеством отложений на дросселе. Когда заслонка засоряется, она начинает заедать и резко поворачиваться на оси. Если вы чувствуете, что ваш автомобиль не так чётко реагирует на газ, то, вероятно, требуется очистка дроссельной заслонки.
- Третий симптом — увеличение расхода топлива. Иногда довольно существенное, до 30%. Опять-таки причина в недостатке воздуха, а это приводит к изменению оптимального состава топливной смеси, её неэффективному сгоранию и, соответственно, более высокому расходу топлива.
Как правильно чистить дроссельную заслонку
Сначала отметим, что в современных автомобилях после промывки дроссельной заслонки может понадобиться её адаптация. В ходе этой процедуры в память ЭБУ прописываются данные о крайних положениях заслонки. Так что, если после чистки у вас возникнут проблемы (например, резко возрастут обороты холостого хода), придётся заехать на сервис.
Как промыть дроссельную заслонку, если вы всё-таки решили действовать самостоятельно? Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Сначала отсоедините аккумулятор. Это необходимо для безопасности, чтобы при разборке узла не повредить электронику РХХ или датчика заслонки в результате случайного короткого замыкания.
- Следующий шаг — отсоединить дроссельный узел от места крепления. Обычно он закреплён несколькими болтами или винтами и соединён с воздухоочистителем и/или впускным коллектором воздуховодами. После откручивания всех креплений аккуратно извлекаем заслонку из впускной системы.
- Теперь можно приступать к очистке дроссельной заслонки. Сначала очень аккуратно удалите накопившиеся рыхлые загрязнения с помощью чистой тряпки или щётки. Затем можно применить специальный очиститель, предназначенный для очистки дросселя. Нанесите его на тряпку и аккуратно протрите поверхность заслонки. Делайте это осторожно, чтобы не повредить электронику и не погнуть саму заслонку.
- После того как вы провели чистку, дайте заслонке высохнуть. Затем установите её на место и закрепите узел в обратном порядке. Не забудьте подключить аккумулятор и протестировать работу двигателя.
Чем почистить дроссельную заслонку в домашних условиях
Самое популярное средство — специальные очистители, которые можно приобрести в автомагазинах. Они содержат химические вещества, помогающие растворить и удалить накопившиеся отложения. Для использования достаточно распылить очиститель на заслонку и некоторое время выдержать. Затем следует промыть заслонку водой. После промывки дроссельной заслонки её протирают насухо (полезно также будет продуть её сжатым воздухом) и ставят на место.
Как почистить дроссель, если рядом нет автомагазинов с химией? Можно использовать изопропиловый спирт: налить его в контейнер и положить туда снятый узел. Спирт должен быть высокой концентрации, чтобы обеспечить эффективное очищение. Затем заслонку следует аккуратно протереть с помощью мягкой щётки или тряпки, чтобы удалить накопившиеся отложения. Далее промыть водой и после просушки установить обратно на автомобиль.
Наиболее эффективная очистка дросселя — в ультразвуковой ванне. Это специальное устройство, которое создаёт вибрации высокой частоты для разрушения и удаления отложений с заслонки. Для такой процедуры заслонку нужно снять и поместить в ультразвуковую ванну, заполненную специальным раствором для очистки. Необходимое для чистки время не регламентировано и зависит от степени загрязнения. Далее заслонку следует промыть водой, дать ей высохнуть и установить обратно на автомобиль.