Дальнее путешествие, выезд на дачу или крупная закупка мебели — далеко не полный перечень случаев, когда багажника легкового автомобиля может не хватить для размещения всего груза. Иногда негабарит можно доставить до точки назначения самостоятельно, но для некоторых предметов всё же придётся нанимать специальный транспорт. Рассказываем, куда положить крупногабаритные вещи и как правильно их перевозить, чтобы не получить штраф.
Что считается негабаритным грузом
Когда речь заходит о негабарите, многие представляют себе многоосные тралы с промышленным оборудованием. На самом деле столкнуться с необходимостью перевезти негабаритный груз может и владелец обычной легковушки. Размеры негабаритного груза регламентируются требованиями пункта 23.4 ПДД. Любая поклажа признаётся негабаритом, если она выступает за пределы транспортного средства более чем:
- на 1 метр — спереди и сзади;
- на 0,4 метра — сбоку, от внешнего края габаритного огня.
Любое превышение этих значений автоматически переводит груз в категорию «негабаритный» и требует от водителя соблюдения специальных правил.
В быту ситуации, когда нужно перевезти негабаритный груз, случаются довольно часто:
- перевозка мебели — на багажнике на крыше автомобиля или с открытой крышкой/дверью багажного отделения;
- перевозка строительных материалов — листы гипсокартона, длинные доски или трубы, выпирающие из проёма багажника или открытого бокового окна;
- перевозка лодки, водного мотоцикла, снегохода или квадроцикла на прицепе, когда ширина техники превышает ширину прицепа.
Как можно перевозить негабаритный груз автотранспортом
Промышленная доставка или перевозка негабаритных грузов — это отдельный вид деятельности, у которого есть свои правила. Они распространяются на транспорт, ширина которого более 2,55 м, высота от проезжей части — более 4 м.
Для легкового автомобиля аналогичных специальных требований нет. Его водитель должен лишь соблюдать общие принципы перевозки грузов, которые изложены в пункте 3 статьи 23 ПДД. И там нет ограничений относительно того, что можно, а что нельзя перевозить.
Важно только, чтобы груз:
- не ограничивал обзор — не закрывал лобовое и боковые стёкла, зеркала;
- не затруднял управление автомобилем;
- не нарушал устойчивость машины;
- не закрывал световые приборы, отражатели и номера;
- не увеличивал риск ДТП и аварийных ситуаций;
- не превышал предельно допустимую нагрузку по осям автомобиля;
- был исключён риск срыва и падения груза на проезжую часть или другие автомобили;
- не создавал шум, не загрязнял дорогу и окружающую среду.
Поклажа может даже выступать за габариты машины, но в этом случае её нужно обозначить знаком «Крупногабаритный груз» (квадратная табличка размером 400×400 мм и с диагональными белыми и красными полосами шириной 50 мм). Это надо делать, если по ширине груз на 40 см выходит за край габаритного фонаря либо свешивается более чем на метр спереди или сзади машины.

В тёмное время суток к знаку нужно добавить ещё световозвращатели или фонари: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Важно! Если вы везёте груз по договору, то инспекторы ГИБДД могут потребовать документы на него. Однако просить накладную за каждую покупку не стоит, если вы не оказываете коммерческих услуг по перевозке грузов. Такие документы нужны, например, в грузовом такси.
Что будет за нарушение правил перевозки негабарита
Штраф за неправильную перевозку негабаритного груза составляет 500 рублей, согласно статье 12.21 КоАП. Пока его не выписывают по показаниям камер видеофиксации, это может сделать только инспектор, остановив машину на дороге.
Важный нюанс: если перевозится груз, который не выступает за габариты, но закрывает собой государственный регистрационный знак, световые приборы или ухудшает обзорность водителю, это также является нарушением правил перевозки грузов.
Штраф за негабарит можно оплатить со скидкой в 25% в течение 30 дней с даты вынесения постановления — пункт 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Если водитель не выполнит требования инспектора по устранению нарушения, ему будет грозить более серьёзное наказание — штраф 2000–4000 рублей, или обязательные работы до 120 часов, или даже административный арест на 15 суток (п. 1 статьи 19.3 КоАП РФ).
Помимо административного наказания, нарушение правил может стать и причиной ДТП. Плохо закреплённая поклажа на скорости рискует слететь с машины и повредить её или другой автомобиль. Водитель, забыв о габаритах, например пиломатериалов, во время не аккуратного манёвра рискует задеть машины рядом или элементы дорожной инфраструктуры, за что предусмотрено отдельное наказание.
Все эти случаи будут считаться обычным ДТП, поэтому и фиксировать их придётся в соответствии с действующими правилами оформления аварий.
Где можно везти негабаритный груз
Просто привязать груз к машине нельзя — это не обеспечивает его надёжное крепление и перевозку, а значит, нарушает ПДД. Для перевозки негабаритных грузов нужна дополнительная багажная система. Она может располагаться на разных частях машины. Некоторые автопроизводители, например Opel, делают штатные аксессуары для велосипедов и другого спортинвентаря, которые устанавливаются на фаркоп, задний бампер или пятую дверь минивэнов или кроссоверов. Другие выпускают боксы, которые крепятся на боковины автомобиля.
Однако эти примеры, скорее, исключение. Возможности таких решений лимитированы рядом параметров: правилами безопасной перевозки, которые мы уже упомянули, и ограничениями по грузоподъёмности. Более универсальный вариант — дополнительный багажник на крыше автомобиля. Действительно большой, негабаритный груз зачастую можно разместить только там — даже в салон универсала он просто не влезет. Кроме того, верхний багажник обеспечивает лучшее распределение нагрузки по осям машины, чем остальные варианты. И загрузить его можно серьёзно, ведь продольные элементы крыши над дверями входят в силовую структуру кузова и способны выдержать дополнительную нагрузку. А вот центральная панель крыши довольно легко деформируется, поэтому багажники всегда крепятся по углам.
Производители выпускают разные типы багажников:
- универсальный, который подходит большинству легковых машин;
- закрытый бокс — защищает груз от влаги и пыли;
- экспедиционный — устанавливается на мощные внедорожники, кроссоверы и вездеходы;
- специальный — для велосипедов и негабаритных грузов вроде лодок.
Кроме того, производители автомобилей выпускают багажники, предназначенные для определённых моделей авто. И всё-таки самыми универсальными считаются обычные багажники, которые выглядят как решётка, установленная на крыше.
Но их грузоподъёмность тоже небезгранична: предел по нагрузке на крышу определяют возможности машины, а прописан он в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Для большинства моделей нагрузка не должна превышать 70–100 кг. Следовать этому документу и не перегружать машину прямо требует законодательство. В статье 23.1 ПДД сказано, что вес груза и его распределение по осям не должны превышать тех величин, что установил производитель автомобиля.
Какие багажники разрешено использовать
Вне зависимости от того, какого типа багажник вы хотите установить на автомобиль, для начала выясните, предусмотрено ли вообще такое устройство производителем. Уточнить это можно в инструкции по эксплуатации машины. Если предусмотрено, то ставьте без опасений.
Если же дооборудование автомобиля не оговорено изготовителем, то придётся пройти отдельную процедуру оформления внесения изменений в конструкцию машины, прежде чем на официальных основаниях поставить багажник. Как это сделать — мы уже писали. Среди изменений конструкции машины, которые надо регистрировать, есть любые самодельные экспедиционные багажники, кустарные рейлинги и прочая грузовая «самодеятельность», которая не одобрена производителем автомобиля.
Но ставить можно только те устройства, которые сертифицированы для использования на конкретной модели автомобиля. Данные о таком соответствии обычно прикладываются к багажнику. И таких моделей для вашей машины может быть много. Как подобрать нужный и наиболее удобный, мы рассказали в отдельной статье.