Процесс обучения водителей разных машин имеет свои особенности, поэтому по итогам сдачи экзаменов в ГИБДД им выдают права нескольких категорий.
Категория D в водительском удостоверении даёт право управлять автомобилем, в котором 9 и более сидячих пассажирских мест. Ограничений по максимальному количеству нет. Подкатегория D1 немного уже — с ней можно возить от 9 до 16 человек.
Разберём нюансы обучения на категории D и DE, особенности экзаменов на «автобусные» права и что нужно сделать, сев за руль автобуса после получения заветной «корочки».
- Порядок получения прав категории D
 - 1. Проверить соответствие требованиям для допуска к обучению
 - 2. Выбрать автошколу с лицензией
 - 3. Пройти медкомиссию
 - 4. Пройти обучение
 - 5. Сдать внутренний экзамен в автошколе
 - 6. Сдать экзамен в ГИБДД
 - 7. Получить права
 - Возраст получения прав на «автобусные» категории и какой нужен стаж
 - Категории и подкатегории D/D1 для управления гражданскими автобусами
 - Категории и подкатегории D/D1 для управления военными автобусами
 - Категории и подкатегории DE/D1E
 - Чем отличается обучение на категории D/D1 и DE/DE1
 - Какие документы нужны для обучения на категорию D и какие особенности учёбы
 - Чем теоретическая часть курса на автобус отличается от легковой категории В
 - Сколько длится обучение на категорию D и на каких машинах оно проходит
 - Как проходят экзамены в автошколе
 - Сколько стоит обучение на категорию D, DE и сами права
 - Какой штраф за отсутствие категории
 - Получение тахографа для водителя
 - Карта тахографа: как получить и сколько стоит
 - Какой штраф за отсутствие тахографа
 
Порядок получения прав категории D
Получение водительских прав категории D (для автобусов и другого пассажирского транспорта) требует прохождения обучения, сдачи экзаменов и соблюдения ряда условий.
1. Проверить соответствие требованиям для допуска к обучению
- достижение нужного возраста;
 - достаточный стаж по категориям B или С (без хотя бы одной из них категорию D открыть не получится, подробнее об этом расскажем ниже);
 - отсутствие медицинских противопоказаний (подтверждается справкой 003-В/у).
 
2. Выбрать автошколу с лицензией
Обучение на категорию Д, как и на все другие доступные в РФ, проводится только в аккредитованных автошколах. При выборе учитывайте:
- наличие лицензии (проверить на сайте ГИБДД);
 - опыт инструкторов;
 - отзывы учеников;
 - стоимость и сроки обучения.
 
3. Пройти медкомиссию
Для допуска к управлению автобусом требуется медсправка по форме 003-В/у. Её можно получить в лицензированных медучреждениях. В список обязательных специалистов и обследований входят:
- терапевт или врач общей практики;
 - офтальмолог;
 - оториноларинголог;
 - психиатр;
 - психиатр-нарколог;
 - невролог;
 - электроэнцефалография.
 
Срок действия справки — 1 год.
4. Пройти обучение
Курс включает:
- теорию — ПДД, устройство автобуса, первая помощь;
 - практику — вождение на автодроме и в городе.
 
Срок обучения зависит от программы и составляет от 2 до 4 месяцев.
5. Сдать внутренний экзамен в автошколе
Перед экзаменом в ГИБДД нужно подтвердить знания в автошколе. Чаще всего внутренний экзамен такой же, как и в ГАИ:
- теория — 20 вопросов, допускается 2 ошибки;
 - практика — автодром + город.
 
6. Сдать экзамен в ГИБДД
После успешного прохождения обучения автошкола подаёт заявку в ГИБДД. На этом этапе потребуется оплатить госпошлину за будущее ВУ — 2000 рублей. Если пройти испытания не выйдет, её можно будет вернуть.
Экзамен состоит:
- из теоретической части — 20 вопросов за 20 минут. Допускается 2 ошибки, за каждую дадут 5 дополнительных вопросов;
 - практической части — маневрирование, остановка и парковка (при отсутствии подходящих условий на маршруте могут быть выполнены на автодроме), вождение в реальных условиях по городу.
 
7. Получить права
После успешной сдачи экзаменов необходимо:
- подать документы в ГИБДД — паспорт, медсправку, сертификат об обучении (если форма 003-В/у и документы из автошколы не остались у сотрудников);
 - получить права (обычно это происходит в день обращения).
 
Возраст получения прав на «автобусные» категории и какой нужен стаж
Согласно пункту 21.4 ПДД, учиться на права категорий D/D1 можно только с 20 лет. Исключение — военнослужащие: они могут получать права на управление автобусами уже с 18 лет, но водить только армейские ТС (пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Гражданским пассажирским транспортом можно будет управлять с 21 года.
При этом для получения «прицепной» категории E (DE/D1E) потребуется не менее года стажа управления машиной категории D/D1. А с 1 апреля 2024 года и для открытия категории D нужен годовой стаж вождения ТС с открытыми категориями B или С/С1 (пункты 2, 5 статьи 26 Закона № 196-ФЗ). Правда, документально подтверждать этот стаж не придётся: достаточно того, что в правах нужная категория была просто открыта хотя бы год назад.
Категории и подкатегории D/D1 для управления гражданскими автобусами
| ТАБЛИЦА №1 | 18 лет | 19 лет | 20 лет | 21 год | Дополнительные требования | 
|---|---|---|---|---|---|
| Обучение | — | — | + | + | — | 
| Экзамен | — | — | + | — | |
| Получение прав | — | — | — | + | Стаж не менее 1 года по категории B или C/C1 | 
Категории и подкатегории D/D1 для управления военными автобусами
| ТАБЛИЦА №2 | 18 лет | 19 лет | 20 лет | 21 год | Дополнительные требования | 
|---|---|---|---|---|---|
| Обучение | + | + | + | + | — | 
| Экзамен | — | — | + | + | — | 
| Получение прав | — | — | + | + | — | 
Категории и подкатегории DE/D1E
| ТАБЛИЦА №3 | 18 лет | 19 лет | 20 лет | 21 год | Дополнительные требования | 
|---|---|---|---|---|---|
| Обучение | — | + | + | + | — | 
| Экзамен | — | + | + | + | — | 
| Получение прав | — | + | + | + | Стаж не менее 1 года по категории C/C1 или D/D1 | 
Чем отличается обучение на категории D/D1 и DE/DE1
С 1 апреля 2014 года к привычным категориям D и DE добавились подкатегории D1/D1E (полный перечень категорий указан в статье 25 Закона № 196-ФЗ). «Автобусная» подкатегория D1 — для пассажирских машин, у которых больше восьми, но меньше семнадцати сидячих мест, помимо водителя. Всё, что свыше 16 мест, — категория D.
Дополнительная литера E в подкатегории D1E означает, что с такой категорией можно ездить с прицепом массой более 750 кг. Так же, как и в «старшей» категории DE.
| Категория | Минимальное количество мест | Максимальное количество мест | Максимальная масса прицепа, кг | 
|---|---|---|---|
| D | 9 | Не ограничено | 750 | 
| DE | 9 | Не ограничено | Более 750 | 
| D1 | 9 | 16 | 750 | 
| D1E | 9 | 16 | Более 750 | 
Однако на сайтах автошкол объявления о курсах на категорию D1 не найти. Учебные организации предлагают обучиться сразу на привычную категорию D, а после сдачи экзаменов подкатегория D1 открывается и вписывается в права автоматически.
Законодательно в этом нет нарушения, ведь категория D выше по градации, чем D1. Есть у этой ситуации и более прозаическое объяснение: в автошколах не скрывают, что отдельное обучение на подкатегорию D1 потребовало бы докупать в автопарки дополнительную технику, чтобы уложиться в новые подкатегории по массе и количеству мест. Поэтому школы и продолжают проводить обучение на права на грузовик «одним махом», на всё сразу.
Российскому водителю такая ситуация на руку, ведь отдельное обучение на D1/D1E получается, по сути, половинчатым, ограничивающим возможности водителя в будущем. Жизненные ситуации бывают разными: сегодня надо срочно подменить коллегу на более вместительном автобусе, завтра подвернётся интересная работа — а нужной категории как раз нет. То есть опять надо учиться, снова трать деньги и кучу времени. А тут — закончил курсы один раз и закрыл вопрос. Да и отличия в учебных материалах мизерные: в основном встречаются каверзные вопросы типа «С какой категорией можно посадить водителя за руль машины полной массой до 7500 кг?»
Правда, подкатегории были придуманы в большей степени не для профессиональных водителей, а для любителей потаскать прицеп с большой лодкой или многодетных родителей. Но и им, скорее всего, придётся отучиться по-настоящему: школ, предлагающих курсы по «лёгким» категориям, почти нет.
Какие документы нужны для обучения на категорию D и какие особенности учёбы
Кроме паспорта и уже имеющихся прав, перед обучением на выбранную категорию необходимо пройти медкомиссию, согласно ст. 23 федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», и получить допуск к управлению транспортным средством. Причём медосмотр будет более строгим, чем у водителя легковой машины: с участием невролога, оториноларинголога и энцефалограммой.
В «автобусных» курсах ученики автошколы, помимо разбора ПДД и лекций об оказании первой помощи, изучают устройство автомобиля и организацию пассажирских перевозок.
Затем курсантов ждёт обучение (в том числе индивидуальное) вождению на площадке. Кроме разнообразных манёвров в стеснённом пространстве парковок, езды задним ходом и остановок для безопасной посадки или высадки пассажиров, будущий водитель категории D, проходящий обучение на «прицепные» категории, должен научиться ездить с прицепом, а также сцеплять и расцеплять его с тягачом.
При учебной езде в городе инструкторы тренируют проезды всевозможных перекрёстков, повороты и развороты, перестроения, разгоны и торможения.
Чем теоретическая часть курса на автобус отличается от легковой категории В
Категории D, E добавляют в учебные материалы ещё примерно 50 специфических экзаменационных билетов. Например, водитель дополнительно должен заучить дорожные знаки, на которых обозначены допустимые осевые нагрузки, полные массы и скорость движения, а также габаритные длина, высота и ширина для грузовиков и автобусов.
Придётся зубрить правила остановки и стоянки автобусов, траектории разворотов и приоритеты движения, запоминать, при каком давлении в пневмотормозах или остатке протектора запрещена эксплуатация, можно ли возить людей в прицепе или ездить без противооткатных упоров и так далее.
Сколько длится обучение на категорию D и на каких машинах оно проходит
Сроки обучения отличаются от школы к школе, но в среднем автобусную категорию D получают дольше остальных — до 2–4 месяцев, учитывая уровень ответственности будущего водителя.
Учебные автопарки тоже весьма разношёрстные. Учебные автобусы — это чаще всего современные ПАЗики, но встречаются и Toyota Coaster, и Hyundai County, и ГАЗели. На прицеп могут вполне учить на газовском «Валдае» или иномарках.
Как проходят экзамены в автошколе
В конце обучения — тесты по теории и вождение в самой автошколе, после чего курсанты группой направляются для сдачи таких же экзаменов уже в ГИБДД. Если курсант по какой-то причине не попал в ГИБДД с группой, то прийти на экзамен разрешается и самостоятельно, записавшись на него, например, через сайт «Госуслуги».
Но это чревато ожиданием в очередях, а вождение сдавать, скорее всего, уже придётся не на машине из своей автошколы, а на той, какую предоставят в отделении Госавтоинспекции.
В ГИБДД курсантов сначала ждут экзаменационные билеты из 20 вопросов, на которые дают 20 минут. Допускаются 2 ошибки, за каждую из которых добавляют 5 дополнительных вопросов по данной теме и 5 минут времени. Дальше — сдача вождения с инспектором ГИБДД.
Сколько стоит обучение на категорию D, DE и сами права
В стоимость обучения, как правило, входят и теория, и вождение, и экзамены. Цены зависят конкретной автошколы или региона. Средний прайс выглядит так:
- получение категории D — в регионах 25–45 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге 25–70 тысяч рублей;
 - переподготовка с категории C на DE — 20–40 тысяч рублей;
 - переподготовка с категории B на DE — 35–45 тысяч рублей.
 
Правда, часть суммы впоследствии можно вернуть.
После, при получении новой категории, старые водительские права придётся заменить на новые, их выдадут на 10 лет и с новыми отметками в списке категорий. Госпошлина за водительское удостоверение сейчас составляет 2000 рублей.
Какой штраф за отсутствие категории
По статье КоАП 12.7, части 1, такой сценарий равноценен езде вообще без прав. Готовьтесь к штрафу в 5–15 тысяч рублей, задержанию автомобиля и его перемещению на штрафстоянку, пока его не заберёт человек с соответствующей категорией.
Получение тахографа для водителя
Заветные права с новой категорией — это только начало новой жизни. Дальше водителю автобуса предстоит получить ещё один документ — карточку с чипом для тахографа. Этот инструмент отслеживает скорость машины, пройденный путь, а также соблюдение режима труда водителем — чтобы тот не сидел за рулём больше положенного времени и не рисковал своей и чужими жизнями. Данные с тахографов используются не только для контроля водителя, но и, например, для разбора случаев ДТП. В нашей стране в обязательном порядке эксплуатируются цифровые тахографы, которые сохраняют данные на встроенную память.
Законодательство (приложение 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440) требует оснащать тахографами:
- автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
 - автобусы, эксплуатируемые юридическими лицами и ИП, не задействованные в регулярных перевозках и перевозящие от 8 пассажиров;
 - автобусы для регулярных перевозок пассажиров.
 
Впрочем, есть список транспортных средств, на которые тахограф разрешено не ставить. Это, например, автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, специализированная строительная и коммунальная техника (кроме самосвалов), машины силовых служб, скорых и пожарных, автодома, броневики, передвижные лаборатории, мастерские и телевизионные студии, дезинфекционные и бурильные установки, грузовики категории С, используемые сельхозпроизводителями для внутрихозяйственных перевозок в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрирован автомобиль, а также граничащих с ним муниципальных районов, а также ТС, принадлежащие диппредставительствам, консульствам и машинам, числящимся за Главным управлением специальных программ Президента РФ.
Однако неважно, собираетесь ли вы устраиваться наёмным водителем (при приёме на работу вас об этой карточке обязательно спросят) или решили завести автобус для путешествий большой семьи, — позаботиться о получении специальной водительской карточки с чипом, на который записаны личные данные шофёра, лучше сразу.
Карта тахографа: как получить и сколько стоит
Существует два варианта карточек для тахографа. Согласно приказу Минтранса от 28 октября 2020 г. № 440, для езды по территории России используется исключительно карта СКЗИ (средство криптографической защиты информации) российского производства и на русском языке. А для международных перевозок (речь про Европу и страны Таможенного союза) потребуется карта ЕСТР на русском и английском, которая работает только с тахографом, в котором стоит европейский блок криптозащиты.
Карточка водителя СКЗИ обойдётся в 4–8 тысяч рублей. Карты ЕСТР обычно обходятся дороже — от 4,5 до 20 тысяч рублей. Изготавливаются они примерно за 10–15 дней. Однако их необходимо продлевать каждые 3 года — со справкой о том, что карточка сейчас изготавливается или на замене, можно ездить 15 дней. Для первичного оформления карточки не обязательно где-то работать: многочисленные компании, занимающиеся выдачей таких карт, попросят у водителя только паспорт, действующие права, СНИЛС и ИНН.
Какой штраф за отсутствие тахографа
За отсутствие тахографа в отношении физических лиц предусмотрены штрафы в размере 3000–5000 рублей — согласно статье 11.23 КоАП РФ. Штрафы для должностных лиц за отсутствие тахографа составляют 7000 – 10 000 рублей, для ИП — 15 000 – 25 000 рублей, для юрлиц — 20 000 – 50 000 рублей.
При этом несоблюдение норм времени управления ТС влечёт наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей на водителя, от 7000 до 10 000 — на должностных лиц, от 15 000 до 25 000 рублей — на ИП, от 20 000 до 50 000 рублей — на юридических лиц.
                                    






