Как оформить европротокол при ДТП

правила оформления европротокола ДТП

Разбираемся, что такое европротокол, когда его можно применять, и рассказываем, как правильно заполнить европротокол.

Европротокол создан для того, чтобы максимально упростить процесс регистрации аварий, однако у автомобилиста не должно складываться впечатление, что оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД, по европротоколу, — это палочка-выручалочка, применимая к любому происшествию на дороге.

Чем отличается европротокол от обычного протокола при ДТП

Европротокол — это упрощённый процесс оформления ДТП без участия инспекторов ГИБДД. Участники аварии заполняют соответствующие бумаги, ставят подписи и после этого могут ехать по своим делам. Если всё сделать правильно, водителей не только не накажут за оставление места ДТП, но и выплатят компенсацию по страховке ОСАГО (для пострадавшей стороны) — о суммах расскажем далее. С каско всё не так однозначно: правила отличаются в зависимости от страховщика, поэтому возможность оформления европротокола при наличии такого полиса нужно уточнять в своём договоре страхования, в контакт-центре или в приложении.

Плюсы

  • Экономит время. Не нужно терять несколько часов на ожидание приезда ДПС.
  • Быстрота оформления. Участникам ДТП нужно заполнить пару бланков, описать и сфотографировать место аварии.

Минусы

  • ограничения по страховым выплатам
  • жёсткие требования к оформлению европротокола — страховая может придираться к каждой запятой
  • риски для участников ДТП, связанные с неправильной оценкой ущерба

Если коротко, то европротокол чаще всего оформляется для мелких аварий. Например, в машину кто-то слегка «приехал» на светофоре или на парковке автомобили «притёрлись» бамперами. Из повреждений могут быть погнутый или отлетевший бампер, поцарапанный кожух зеркала и слегка помятый кузовной элемент. В подобной ситуации проще оформить европротокол и разъехаться по своим делам, чем ждать ГИБДД.

Когда можно оформить европротокол при ДТП

Сейчас по упрощённой схеме можно оформить только аварию, обстоятельства­­ которой удовлетворяют нескольким условиям.

1. Участниками ДТП стали только два транспортных средства

Если кроме пары автомо­билей в ДТП оказались вовлечены пешеходы, животные или третье лицо, то оформлять по европро­токолу аварию нельзя. Не получится восполь­зо­ваться упрощённой схемой и тогда, когда при ДТП пострадали элементы дорожной инфра­­структуры. Причём неважно, сколько было участников. Даже если один автомобиль въехал в столб — нужно вызывать ГИБДД. Как и в том случае, когда при столкновении­­ двух машин была хоть немного повреждена (например, отлетевшим обломком) третья, просто припаркованная рядом.

2. Никто из людей не пострадал

Нужно быть абсолютно уверенным, что ни у одного из участников инцидента нет ни ушибов, ни ссадин. В противном случае — никакого европро­токола. Постра­дав­шие в салоне машины домашние животные не в счёт, они по закону приравнены к имуществу.

3. У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО

Проверьте, чтобы ваше понимание слова «действу­­ющий» совпало с тем, что подразумевает закон. Неважно, бумажный или электронный полис, требования едины:

  • Полис должен быть подлинным, иначе все следующие пункты не имеют значения. Проверить данные полиса можно онлайн в специальном разделе сайта РСА.
  • Полис должен быть оформлен именно на ту машину, которая попала в ДТП. Марка и модель, а также VIN и регистраци­­онные знаки авто­мобиля обязаны совпадать с указанными в страховке.
  • Число водителей, допущенных к управлению, в полисе не ограни­чено, либо водитель — участник ДТП внесён в список допущенных.
  • В момент аварии полис ОСАГО уже начал действовать, но ещё не закончил: сроки действия полиса — это не то же самое, что даты заключения договора страхования и его окончания. Договор почти всегда заключается сроком на год, однако действие страховки может быть ограничено конкретным периодом. И они не всегда совпадают; можно купить полис, действующий на протяжении нескольких недель или месяцев в году.

В бланке полиса срок действия указывается вторым пунктом — как период использования транспортного средства, на который распространяется действие страхования. Если авария произошла вне пределов этого периода, выходит, она случилась вне зоны действия страхового покрытия по ОСАГО. Это автоматически означает, что в момент ДТП машина одного из участников не была должным образом застрахована, поэтому европротокол использовать нельзя.

4. У участников ДТП нет разногласий либо ущерб не превышает 100 000 ₽

Хорошо, когда оба водителя согласны, кто из них виновен в ДТП, и оба трактуют обстоятельства аварии одинаково. В этом случае пострадавший сможет претендовать на максимальные 400 000 рублей, положенные в качестве возмещения ущерба по ОСАГО. Если каждый участник видит ситуацию по-своему, но у машин лёгкие повреждения, возмещение которых обойдётся в сумму до 100 000 рублей, тоже можно составить европротокол. В остальных случаях оформление аварии придётся отложить до приезда инспектора. Исключение составляет ситуация, когда «пострадавший» автомобиль застрахован по каско. В этом случае страховая компания может согласовать оформление европротокола при условии, что сумма ущерба не выходит за рамки покрытия полиса. Перед тем, как начать заполнять бумаги, лучше согласовать способ оформления ДТП со страховщиками.

Памятка

  • участники ДТП согласны оформить упрощённый документ и нет разногласий по поводу обстоятельств аварии или претензий друг к другу;
  • в аварии нет пострадавших, за исключением домашних животных — они считаются собственностью владельцев;
  • в ДТП пострадало не более двух автомобилей, если зацепили ещё кого-то — нужно вызывать ДПС;
  • у всех участников есть полисы ОСАГО.

В остальных случаях придётся ждать сотрудников Госавтоинспекции. Иначе в случае оставления места ДТП водителю грозит серьёзное наказание. 

Как оформить европротокол при ДТП: пошаговая инструкция

Разберёмся с европротоколом и тем, как он заполняется. Итак, вы с водителем второго транспортного средства (это может быть автомобиль или мотоцикл) проверили все условия и договорились оформить аварию без сотрудников ГИБДД. Но прежде чем заполнять бумаги, позвоните в страховую компанию, чтобы зарегистрировать страховой случай, обозначив его место и время. Лишь после этого начинайте составлять документ.

Бланк извещения

К каждому бумажному полису ОСАГО страховая компания выдаёт два бланка извещения о ДТП. Это стандартизированный документ, но не бланк строгой отчётности. Поэтому форму можно просто распечатать, предварительно скачав с сайта PCA. Составление извещения — это, по сути, европротокол, или упрощённое оформление ДТП.

Правильное заполнение форм

Вносить данные в формуляр нужно от руки, ручкой. Всего надо заполнить два бланка — для обоих участников ДТП. Однако это не точные копии. Лишь лицевая сторона двух извещений заполняется одинаково, а вот на обратной стороне каждый водитель пишет своё описание и именно этот экземпляр оставляет себе. Все поля документа пронумерованы, а писать в них нужно точно, без помарок.

Европротокол при ДТП (лицевая сторона), пример

Заполнение лицевой стороны бланка

Оформление извещения начинается с указания места и времени ДТП, а также данных свидетелей происшествия, если они есть и если водители считают их показания важными (поля 1–3).

Дальше документ разделяется на две части — правую, для водителя А, левую, для водителя В. Неважно, кто какую из них будет заполнять — виновник или потерпевший. Главное — соблюсти то же распределение сторон на втором экземпляре.

В графы с 4 по 7 каждый водитель вносит информацию о себе, своём транспортном средстве, его владельце, а также о страховом полисе ОСАГО. В пункте 8 нужно указать стрелкой направление, в котором на автомобиль (или мотоцикл) пришёлся удар при аварии.

Обратите внимание на пункт 9. В нём следует подробно перечислить все повреждения, которые получило транспортное средство. Опишите все вмятины, трещины, царапины, разбитые стёкла и пластик, не пропуская даже самые мелкие и те, что скрыты от глаз. Места в этой графе не очень много; если его не хватает, сделайте пометку, что продолжение описания будет на оборотной стороне извещения, и пишите дальше на ней.

Наконец, на правой и левой стороне бланка есть графа 10 — «Замечания». В ней каждому водителю нужно указать, кто, по его мнению, виноват в ДТП, а кто, соответственно, пострадавшая сторона.

Обстоятельства

У лицевой стороны извещения есть ещё центральная колонка, где описываются обстоятельства ДТП. В графе 11 нужно отметить галочками, что делал каждый водитель непосредственно перед столкновением. На выбор предлагается 21 стандартное действие (стоял неподвижно, поворачивал направо, выезжал на перекрёсток, двигался задним ходом и так далее). Свои манёвры можно описать самому, если их нет среди перечисленных.

Галочек разрешается поставить несколько, и не все они должны совпадать у обеих сторон. Например, если машина врезалась в неподвижный автомобиль, то один участник, очевидно, укажет, что ехал, а второй — что стоял. В конце графы 11 есть окошки, куда нужно вписать количество отмеченных галочками пунктов.

Схема ДТП

Графа 12 должна содержать схематичное изображение (эскиз) места аварии — дороги, перекрёстка, проезда или парковки, с разметкой, знаками и светофорами, если они там были. Написать название улицы или места, где всё случилось. Обозначить расположение автомобилей на момент ДТП и после него, указать, в каком направлении они двигались. Изобразить всё это в маленьком окошке бланка достаточно сложно, поэтому у участников ДТП есть возможность сделать пометку, а также нарисовать большую схему на отдельном листке. Важно, чтобы все эти приложения обязательно были подписаны обоими водителями.

Оборотная сторона бланка

После того, как водители сделали на лицевой стороне пометку об отсутствии или наличии разногласий в оценке происшествия и поставили свои подписи в пункте 13 на лицевой стороне, каждый из них заполняет в своём экземпляре оборот извещения (пункты 14–18).

Европротокол при ДТП (оборотная сторона), образец

Там можно в свободной форме подробно рассказать об обстоятельствах ДТП (пункт 15), а также о разногласиях со вторым участником, если они есть (пункт 18). Опять же, если места не хватает — объяснения можно записать на отдельном листе. Только не забудьте поставить галочку в графу «С приложением», если вам есть что предъявить кроме самого бланка.

Важно! Не оставляйте на бланках свободного места — и попросите второго участника так не делать. Если в бланке остались свободные строчки — зачеркните их по диагонали или поставьте крупный росчерк Z.

Фото

При бумажном оформлении фотографии места аварии и повреждений делать не обязательно — по сути, их заменяют словесное описание обстоятельств и схема происшествия. Тем не менее страховая компания может попросить снимки, если решит сравнить состояние повреждений машины во время аварии и в момент осмотра. Поэтому фотографии лучше делать, побольше и с разных сторон. Позаботьтесь о том, чтобы на снимках читались госномера обоих участников и были видны все повреждения. Кроме этого, можно записать видео со всех ракурсов. На камеру телефона или снятый видеорегистратор зафиксируйте место ДТП со всех сторон так, чтобы было видно положение автомобилей относительно друг друга, дорожные знаки, разметку, приметные строения или особенности рельефа. 

Важно! Кроме фото и видео места аварии могут потребоваться фото полисов ОСАГО обоих водителей, их тоже лучше сделать.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий