«Горбатый», «ушастый» и другие: вехи истории Запорожского автозавода

история запорожца История

Вспоминаем малоизвестные и просто интересные страницы биографии производителя самых комичных и забавных машин СССР.

Итак, вот вам первый занимательный факт о предприятии. Знаете ли вы, что его корни уходят… нет, не в годы СССР. Фактическая дата рождения — только не падайте от удивления! — 1863 год. Да-да, Российская империя! У истоков стоял меннонит (одна из протестантских деноминаций) Абрагам Яковлевич Коп.

МеМЗ

Первоначально предприятие представляло собой кузницу по изготовлению соломорезок и железных деталей для ветряных мельниц. В дальнейшем оно превратилось в завод сельскохозяйственных машин, который поставлял молотилки, плуги и прочее специфичное оборудование. Ну, а в 1908 году была основана фабрика, в дальнейшем Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

ЗАЗ

Традиция и направление деятельности сохранилось после 1923 года, когда площадку переименовали в «Коммунар»: она поставляла тракторы, комбайны и прочую продукцию сельскохозяйственного направления. В 1961 году вновь сменилось название — на сей раз на «Запорожский автомобильный завод».

Легендарный «горбатый» ЗАЗ-965

Но еще до этого знаменательного момента стартовала сборка культового и легендарного «горбатого» ЗАЗ-965. Об этом знают и помнят не все, но малолитражку разработал столичный МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, позже — АЗЛК) совместно с автомобильным институтом НАМИ. А бывший «Коммунар» использовали для сборки.

ЗАЗ-965 представлял собой советскую интерпретацию маленького Fiat 600, который конструкторы использовали в качестве отправной точки при проектировании. «Горбатый» выглядел комично, снабжался установленным сзади крошечным 23-сильным мотором V4 на 746 «кубиков» с воздушным охлаждением (в дальнейшем объем вырос до 887 куб. см, а мощность достигла 30 л.с.) и его было сложно упрекнуть в бодром темпераменте или наличии просторного салона.

Двери открывались не как у других советских легковых машин, а против направления движения. Будучи плохо закрытым они могли неожиданного распахнуться с не самыми приятными последствиями. Но плюсов тоже хватало!

Например, доступность и ремонтопригодность, полностью независимая подвеска и неплохая с точки зрения эффективности автономная «печка». Легкая малолитражка с задними ведущими колесами отличалась достойной проходимостью.

Наконец, ЗАЗ-965 — это первый советский автомобиль для людей с ограниченными возможностями. Мотоколяски для инвалидов были, но здесь впору говорить о «полноценной» машине. А еще известны интересные модификации. Например, почтовый фургон ЗАЗ-965С с правым рулем для удобства выхода на тротуар. Такие выпускались в 1962—1963 годы, построено порядка 650 штук.

ЗАЗ-966 «Запорожец»

Первенец ЗАЗа производился до конца десятилетия и успел застать новый ЗАЗ-966 «Запорожец», которого поставили на конвейер в 1966-м и собирали до 1972 года. Если предшественника величали «горбатым», то новый автомобиль — «ушастым» за большие воздухозаборники в задней части кузова, намекавшие на заднемоторную компоновку.

Вопрос о том, почему завод довольно быстро выкатил наследника ЗАЗ-965 уместен, а ответ на него очевиден: у прежней машины имелся ряд недостатков, начиная с теряющего актуальность дизайна и заканчивая перегревом двигателя в жару и тесным багажником. «966-й» унаследовал принципиальную концепцию и базовую конструкцию, но выделялся модной и даже солидной внешностью, немного смахивающей на немецкий NSU Prinz 4. К слову, западная малолитражка имела рядный двухцилиндровый мотор и переднюю пружинную подвеску, в то время как на «Запорожце» применялся V4 и торсионная схема.

Главное событие в жизни советской двухдверки произошло в 1968 году — место под капотом наконец-то занял новый двигатель V4 МеМЗ-968 объемом 1,2 литра. Он мощнее (40 л.с.) и получил существенно переработанную систему охлаждения.

ЗАЗ-968

ЗАЗ-968, потомок ЗАЗ-966 перехватил эстафету в 1970-м и выпускался аж до 1994 года, неоднократно обновляясь. Представленный в конце семидесятых ЗАЗ-968М оказался самым «долгоиграющим» с точки зрения длительности производственного цикла, а перечень отличий от предыдущего ЗАЗ-968А весьма масштабным.

Среди новшеств — измененный дизайн передней части кузова, прямоугольные задние фонари вместо кругляшей, другие бамперы. Но сильнее всего обращало на себя внимание другое — исчезли знаменитые «уши» воздухозаборников, а вместо них появились изящные решетки заподлицо с боковинами кузова. Кроме того, хрома во внешности заметно поубавилось.

По традиции, «968-й» предлагался в многочисленных исполнениях для людей с ограниченными возможностями. Например, ЗАЗ-968АБ4 был адресован инвалидам, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки, а, скажем, ЗАЗ-968Р — имеющим здоровые одну руку и одну ногу.

ЗАЗ-1102 «Таврия»

Следующая глава летописи предприятия открыл переднеприводный трехдверный хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия», вставший на конвейер в 1987 году. Впоследствии семейство расширилось — в частности, потребителям предложили универсал ЗАЗ-1105 «Дана» и пятидверный лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута».

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий