Чем отличается АИ-92 от АИ-95

Cartman

Администратор
Команда форума
Местный
Автоман
Регистрация
16 Сен 2018
Сообщения
1,566
Реакции
864
Репутация
9
Если маркировка бензина на заправке не говорит вам ничего, кроме его «номера», или если вы считаете, что «чем больше цифра, тем лучше бензин», пришла пора избавиться от этих заблуждений. Сегодня мы выясним, что означает число в маркировке бензина, разберемся с его качеством, а также узнаем, лучше ли станет машине, если вы будете заливать более дорогое топливо.

original.jpg

Что означают числа 92, 95 и 98?

Перед тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.
Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.

Чем больше число – тем лучше бензин?

Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.

Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.

Более высокооктановый бензин полезнее для машины

Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.

Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.

А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.

Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской "семерке", чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.

На крышке бензобака написано AKI 91, поэтому я лью АИ-92

Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.

Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.

Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.

«Фирменное» топливо лучше «обычного»?

Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.
 

Андрей Викторович

Well-known member
Местный
Автоман
Регистрация
31 Окт 2018
Сообщения
177
Реакции
46
Репутация
1
Удельная теплота сгорания не зависит от октанового числа. У 92 95 98 она примерно одинаковая, зависит от состава. При одинаковом составе у 98 будет даже ниже из за того, что октановое число обычно повышают добавлением МТБЭ, а у МТБЭ теплота сгорания ниже. Состав смеси и количество кислорода на усл. ед бензина при работе не в переходных режимах постоянен(нно) и не зависит от октанового числа. Для сгорания 92 98 нужно одинаковое количество кислорода воздуха( - 1 2 %, от наличия того же МТБЭ хотябы, но это мизер). При большем сжатии скорость горения возрастает. Поэтому в моторе под 98, 98 горит так же быстро как и в моторе под 92 92ой. Смесь горит медленней не при полном нажатии педали газ, тк пол цилиндра наполнил, и сжатие фактическое в 2 раза меньше уже
 
  • Нравится
Реакции: Cartman

Cartman

Администратор
Команда форума
Местный
Автоман
Регистрация
16 Сен 2018
Сообщения
1,566
Реакции
864
Репутация
9
Удельная теплота сгорания не зависит от октанового числа. У 92 95 98 она примерно одинаковая, зависит от состава. При одинаковом составе у 98 будет даже ниже из за того, что октановое число обычно повышают добавлением МТБЭ, а у МТБЭ теплота сгорания ниже. Состав смеси и количество кислорода на усл. ед бензина при работе не в переходных режимах постоянен(нно) и не зависит от октанового числа. Для сгорания 92 98 нужно одинаковое количество кислорода воздуха( - 1 2 %, от наличия того же МТБЭ хотябы, но это мизер). При большем сжатии скорость горения возрастает. Поэтому в моторе под 98, 98 горит так же быстро как и в моторе под 92 92ой. Смесь горит медленней не при полном нажатии педали газ, тк пол цилиндра наполнил, и сжатие фактическое в 2 раза меньше уже
Удельная теплота сгорания бензинов действительно практически одинаковая - а вот плотность у них растет ведь с повышением октанового числа. А поскольку бензин у нас идет не через массовый расходомер, а просто через форсунки, то есть по объему, а не по массе, то выходит, что при сохранении расхода калорийность растет. Хотя, конечно, возможно, что точный расчет покажет весьма небольшой прирост температуры - если у вас он есть, я буду рад послушать.

Далее, по поводу скорости горения. Вы правы, скорость горения растет при увеличении степени сжатия, и проблемы возникают именно на моторах с невысокой степенью сжатия и на малых оборотах - тогда, когда продувка цилиндра недостаточная, и смесь бедная: именно это указано в тексте в словах "если вы ездите в обычном спокойном темпе". Не было цели углубляться в нюансы - нужно было сохранить простую формулировку, и она дана: "если ездите медленно - высокооктановый бензин горит дольше - перегреваются клапана". Это не исчерпывающе подробно, но коротко и доходчиво.
 

Андрей Викторович

Well-known member
Местный
Автоман
Регистрация
31 Окт 2018
Сообщения
177
Реакции
46
Репутация
1
Количество бензина и состав смеси корректируются через показания кислородного датчика. У холодного бензина, например, плотность больше, расход в литрах меньше, в кг тот же. Состав смеси двигатель будет выдерживать тот же.

"количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина" "топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине"
 

Тише едешь дальше будешь

Active member
Местный
Автоман
Регистрация
24 Окт 2018
Сообщения
191
Реакции
38
Репутация
0
Зато воздух проходит через ДМРВ, а по его показаниям ЭБУ ЭСУД даёт команду форсункам на основании топливных карт лить определённое количество топлива. Про это:

... Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. ... Так вообще "под стулом! аффтар пеши исчо!". Вы в другой вселенной видимо живёте? Никогда не видели забитых форсунок? А топливные рампы безобраточные. И это ведь при наличии фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
 

Cartman

Администратор
Команда форума
Местный
Автоман
Регистрация
16 Сен 2018
Сообщения
1,566
Реакции
864
Репутация
9
По поводу состава смеси исходя из показаний ДМРВ - да, согласен, заборщил с обобщениями и упрощениями, стоит поправить, спасибо. По поводу чистоты бензина - вы все же придираетесь, вырвав фразу из контекста. Да, забитые форсунки и прочее - это реальность, но в этом разделе речь идет о сравнении "фирменного" и обычного бензина с целью пояснить разницу в наличии моющих присадок и то, что переплата обоснованна, но это не значит, что обычный бензин плохой и забьет систему быстро, а "моющий" идеален.
 

Повстанец Комнатный

Active member
Местный
Автоман
Регистрация
16 Окт 2018
Сообщения
168
Реакции
28
Репутация
0
Например возьмем спирт у него октановое число выше чем у любого бензина (этанол 132, метанол 156), а вот тепловая нагрузка на двигатель в разы меньше, причем хоть взять старый карбюраторный рассчитанный на 76, хоть современный движок.
 

Фидель

Member
Местный
Регистрация
18 Апр 2019
Сообщения
70
Реакции
14
Репутация
0
Автор доступным языком расписал отличия бензинов и какой надо заливать. Всем всё понятно. Это ведь не для инженеров - мотористов статья.
 
  • Нравится
Реакции: Максим Дуров

Повстанец Комнатный

Active member
Местный
Автоман
Регистрация
16 Окт 2018
Сообщения
168
Реакции
28
Репутация
0
Также есть мнение что склонность двигателя к детонации в жару выше да еще кондей нагрузки добавляет. Поэтому использование более высокооктанового бензина может быть актуально летом
 

Андрей Викторович

Well-known member
Местный
Автоман
Регистрация
31 Окт 2018
Сообщения
177
Реакции
46
Репутация
1
Кончайте срач!
В Росии нет хорошего бензина качество овно, достижения вовки
 

Dick

Вестовод
Местный
Автоман
Регистрация
14 Ноя 2018
Сообщения
511
Реакции
70
Репутация
0
Кончайте срач!
В Росии нет хорошего бензина качество овно, достижения вовки
В России есть разный бензин. Недано пришлось ливануть 95-го на ТНК, который раньше всем устраивал, сука, как же она не ехала на нем. Сегодня залил Лукойл привычный. Небо и земля просто. И это на приоромоторе, который нетребователен к качеству то.
 

Сапер 85

New member
Регистрация
2 Авг 2019
Сообщения
23
Реакции
0
Репутация
0
Как раньше говорили, в России нет 95 бензина. :)
 

Kingad

New member
Местный
Регистрация
2 Авг 2019
Сообщения
46
Реакции
3
Репутация
0
Зато теперь есть даже сотый. Интересно, веста моя не взорвется от него. Никак не попробую 😁
Пробуй первый. А то я тоже хочу, правда смысла особого не вижу. Так. из праздного любопытства.
 
Регистрация
16 Июл 2019
Сообщения
15
Реакции
0
Репутация
0
Никакой ощутимой разницы не будет. В приору по приколу как то залил десять литров. Мотор тот же.
 

Максим Дуров

New member
Местный
Регистрация
10 Авг 2019
Сообщения
7
Реакции
0
Репутация
0
Чтобы не засерать мозг лишней информацией лить нужно то что на бачке написано. Нет смысла ни экономить. Скупой платит дважды.Ни сотый лить, в обычные жоповозки с задушенными моторами.
 

Дитер Здоров

New member
Местный
Регистрация
10 Авг 2019
Сообщения
9
Реакции
3
Репутация
0
Чтобы не засерать мозг лишней информацией лить нужно то что на бачке написано. Нет смысла ни экономить. Скупой платит дважды.Ни сотый лить, в обычные жоповозки с задушенными моторами.
Мысль потеряли? Допишу за Вас: Ни бензин с меньшим октановым числом в целях экономии не стоит! Пожалуйста:)
 
  • Нравится
Реакции: Неавтомеханик

Неавтомеханик

New member
Местный
Регистрация
10 Авг 2019
Сообщения
14
Реакции
1
Репутация
0
Бензин у нас нормальный, на всех крупных сетевых азсках. Проблемы с дизелем гораздо чаще.
 

Poposh_ik

New member
Регистрация
4 Июн 2019
Сообщения
2
Реакции
0
Репутация
0
Главное не заправляться на каких-то мелких АЗС, которые посреди полей располагаются. Там зачастую шлак льют.
Если работать с крупными сетями, то риски минимальные. Топливные карты тому являются нормальным решением, например у Петрол Плюс обширный список АЗС, с кем они сотрудничают. Очевидно, что такая компания не будет сотрудничать с сомнительными фирмами, а 92 или 95, уже не так критично, а выбор индивидуально каждого водителя, и рекомендации производителя авто.
 
Последнее редактирование модератором: