Разбираем, в каких случаях надо делать сход-развал и что будет, если долгое время откладывать эту процедуру
Развал-схождение — это регулировка углов установки колёс автомобиля. Процедура не разовая и её нужно делать регулярно. Ведь углы установки колёс могут «уходить» от правильных значений по разным причинам. Например, по мере износа подвески, при установке новых деталей или после езды по разбитым дорогам. Рассказываем, как и когда нужно регулировать схождение и развал колёс и что будет, если забыть про эту операцию.
Что такое углы установки колёс
Простыми словами, углы установки (УУК) показывают положение передних и задних колёс относительно кузова автомобиля и дорожной поверхности. Только на глаз кажется, что они стоят параллельно друг другу и перпендикулярно дороге. На самом деле они не параллельны, но эти доли градуса или несколько миллиметров значительно влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. И на разных машинах значения УУК могут заметно отличаться.
Они рассчитываются при проектировании автомобиля с учётом конструкции его подвески, характеристик упругих элементов, размерности и вылета колёс, ширины колеи и других факторов. Так что оптимальные значения углов установки колёс могут отличаться даже у разных версий одной модели автомобиля (например, отличающихся настройками подвески или массой).
Сход, развал — это основные углы установки колёс, и их приходится регулировать чаще всего. Ещё один важный угол называется кастор. Давайте разберёмся с каждым из них подробно.
Схождение
Схождение простыми словами — это угол разворота колёс внутрь или наружу относительно продольной оси автомобиля при взгляде сверху или снизу.
Чаще всего при зависимой или полузависимой подвеске регулируют схождение только передних колёс. Задние нуждаются в «подстройке» в основном при независимой подвеске. Исключение — автомобили, которые ездят по плохим дорогам или пересечённой местности. Кроме того регулировка может понадобиться после ДТП, а также после сезонной смены шин.
Схождение передних колёс измеряется как в градусах, так и в миллиметрах — как разница в расстоянии между передними и задними точками колёсных дисков.
Схождение бывает трёх типов:
- Нулевое. Колёса строго параллельны друг другу. Такое положение значительно уменьшает локальный износ шин.
- Положительное. Оба колеса чуть повёрнуты внутрь и как бы «смотрят» друг на друга. Это положительно влияет на стабильность прямолинейного движения.
- Отрицательное. Колёса развёрнуты наружу и «смотрят» каждое в свою сторону. Такое положение ещё называют «расхождением». Отрицательное схождение повышает чуткость управления.
В идеале схождение передних колёс, как и задних, у большинства автомобилей близко к нулю: отклонение колёсных дисков на одной оси не должно быть больше 1–3 мм.
Схождение каждого колеса регулируют таким образом, чтобы при движении прямо руль был строго в нулевом положении.
Развал
Это угол отклонения плоскости колеса от вертикали. Так же как и схождение бывает трёх типов:
- Нейтральный. Колёса автомобиля находятся в строго вертикальном положении при взгляде спереди или сзади. При таком угле улучшаются показатели ускорения и торможения.
- Положительный. Верхние части колёс отклонены наружу относительно кузова автомобиля. Часто встречается на грузовиках и спецтехнике, так как под дополнительной нагрузкой колёса как раз выходят на нейтральное положение. Кроме этого, положительный развал встречается на старых автомобилях. Например, у ВАЗовской «классики» развал в норме должен быть около половины градуса. Износ резины при такой конфигурации будет минимальным (из-за того, что в реальности большинство дорог имеют не плоский, а немного выпуклый профиль — чтобы с них стекала вода).
- Отрицательный. Здесь всё наоборот — верхняя часть колеса отклонена внутрь, а нижняя — наружу. Такой развал улучшает управляемость и устойчивость в поворотах при высокой скорости — за счёт крена автомобиля на внешнем нагруженном колесе развал приближается к нулевому. Однако, покрышки при отрицательном развале изнашиваются быстрее всего — так как машина всё-таки большую часть дистанции проезжает прямо.
Для обычных автомобилей развал, как и схождение, конструктивно заложен в околонулевых (как правило, отрицательных) значениях. В этом случае получается оптимальный баланс между устойчивостью машины и равномерностью износа покрышек.
Мы разобрались, что сход-развал — это важная характеристика, которая влияет на износ шин и управляемость автомобилем. Но есть ещё один параметр, который тоже необходимо проверять — кастор. Рассказываем, что это такое и можно ли его отрегулировать.
Кастор
Третий важный параметр передней подвески — угол между вертикалью и осью поворота колеса. Если она наклонена назад относительно направления движения, кастор является положительным, а если вперёд — отрицательным. Когда ось стоит вертикально — кастор считается нулевым.
Положительный кастор устанавливают на большинстве автомобилей, но есть и исключения — например, у некоторых старых моделей Citroen. Для тех же Жигулей нормальный кастор — плюс 4 градуса (под нагрузкой).
Для чего нужен этот угол? Практически все современные легковые автомобили имеют положительный кастор, который позволяет колёсам самостоятельно возвращаться в прямолинейное положение при отпущенном руле после выхода из поворота и стабилизирует их при наборе скорости.
Это делает автомобиль более устойчивым и безопасным. Эффект достигается за счёт того, что с положительным кастором при повороте руля передняя часть машины немного приподнимается и её вес стремится вернуть колёса в прямолинейное положение. Это же и конструктивно ограничивает кастор — при большом угле руль автомобиля будет слишком тяжёлым. Поэтому у серийных моделей кастор обычно составляет несколько градусов, и только у гоночных машин может достигать 10–15 градусов.
Возможность регулировки изначально заданного кастора на большинстве современных автомобилей конструктивно не предусмотрена. Не у всех моделей получится отрегулировать и развал. Хотя есть и модели, где развал регулируется не только спереди, но и у задних колёс — если у автомобиля сзади многорычажная подвеска. С неразрезным мостом или скручивающейся балкой регулировать, по сути, нечего.
Так что основной процедурой остаётся регулировка схождения. Причем многие конструкции позволяют делать её и для задней оси.
Что будет, если не регулировать сход-развал
При неправильных углах установки колёс будут ускоренно и неравномерно изнашиваться шины. Например, чем отрицательнее значение у развала, тем интенсивнее протектор будет изнашиваться с внутренней стороны шин. При положительном — быстрее стирается внешняя часть протектора. А нарушение заданных углов схождения сопровождается характерным износом, который называется «пила» — когда каждая шашка протектора стирается неравномерно, из-за чего сам протектор в профиль становится похожим на пилу.
Но ещё хуже, что при отклонении углов установки колёс от заданных меняется поведение автомобиля на дороге.
В частности, при излишне положительном схождении машина будет менее охотно входить в повороты, стремясь уйти с траектории наружу — поворачиваемость станет недостаточной. А отрицательное схождение колёс может проявиться уводом автомобиля от прямолинейного движения, рысканьем при разгоне и торможении, что потребует постоянного подруливания. Наконец, отрицательный развал в большей степени сказывается на «расходе» шин.
Как часто нужна регулировка углов
Как понять, что нужно делать развал-схождение? В первую очередь, когда есть признаки нарушений, которые мы описали выше. Но даже при их отсутствии проверку углов желательно выполнять раз в год или хотя бы раз в 10–30 тыс. км пробега. Частота зависит от условий, в которых ездит машина. Например, при передвижении разбитым дорогам или пересечённой местности, процедура проводится чаще. Городские же автомобили нуждаются в ней реже.
Также эта операция понадобится, если автомобиль побывал в аварии, попал в большую яму на высокой скорости или наехал на препятствие с сильным ударом по колёсам и подвеске. Особенно это нужно в том случае, когда колёса стоят прямо, а рулевое колесо — нет.
Кроме того, процедурой регулировки углов должны завершаться и все технические работы, связанные с ремонтом или заменой элементов ходовой части, таких как:
- рычаги или сайлентблоки;
- шаровые опоры;
- рулевые механизмы;
- тяги или наконечники;
- амортизационные стойки в передней подвеске типа McPherson;
- приводные валы или шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы).
Также рекомендуется проверять углы установки колёс при сезонной смене шин. Особенно если зимний и летний комплекты отличаются размером и степенью износа.
Как регулируется развал-схождение
Начнём с того, что самостоятельно сделать сход-развал у вас не получится без должных навыков и специального оборудования. На СТО это делается следующим образом:
- Подготовка автомобиля. Специалист проверяет давление в шинах и изучает их на предмет деформаций. Также мастера осматривают ходовую часть. Проверяют: отсутствие люфтов ступичных подшипников, рулевых механизмов, тяг и наконечников, исправность рычагов и пружин подвески. Кузов осматривают на наличие серьёзных деформаций (иначе регулировать углы установки колёс бесполезно).
- Установка на стенд. Мастер фиксирует автомобиль в нужном положении с помощью специального оборудования.
- Диагностика. На колёса ставятся мишени, по которым определяется их положение относительно друг друга и кузова автомобиля. Стенд считывает эти данные с помощью лазера, специальных датчиков или камер (в зависимости от его типа).
- Анализ полученной информации. Специальная программа стенда обрабатывает полученные данные и сравнивает их с эталонными показателями, которые устанавливает производитель. Результат выводится на монитор в виде контрастных графиков или диаграмм — специалист сразу видит все отклонения.
- Регулировка.Если есть отклонения, мастер отрегулирует развал и схождение колёс, а также кастор, если это необходимо и вообще возможно для конкретной модели автомобиля.
- Контрольная проверка УУК. После регулировки проводятся повторные замеры всех углов, чтобы убедиться в точности настройки.
Если колёса отрегулированы правильно и все углы соответствуют нормативам производителя, то сход-развал считается успешно выполненным. Затем создаётся отчёт о проделанной работе — многие современные стенды делают его автоматически. Далее расскажем о видах стендов и какие из них самые точные.
Где делается развал-схождение
Саму процедуру проводят на специальных стендах, куда устанавливается автомобиль и где различными способами точно определяется положение его колёс. Такие стенды по принципу работы бывают оптическими, лазерными и компьютерными.
Оптические стенды измеряют углы путём проецирования на плоскость со шкалой светового пучка из оптических трубок, которые закреплены на колёсах. Их развитие — лазерные стенды, использующие узконаправленный лазерный луч, что даёт более точные результаты.
Ещё большую точность обеспечивают компьютерные стенды, где данные о величине углов получают при помощи датчиков, передающих информацию компьютеру. Такие стенды, в свою очередь, различаются в зависимости от типа датчиков и способа их связи с системой. Как делают сход-развал на этом оборудовании? Компьютер анализирует полученные данные и выводит информацию о величине и расхождении углов установки колёс с теми, которые записаны в памяти для конкретной модели. Компьютер же даёт инструкции по их регулировке.
Кордовые компьютерные стенды оборудованы закрепляемыми на колёсах проводными датчиками. ИК-стенды используют датчики с инфракрасными излучателями. Радиоканальные передают данные между сенсорами и компьютером по беспроводному радиоканалу.
А самые точные (но и самые дорогостоящие) — это 3D-стенды, которые строят трёхмерную проекцию автомобиля с помощью камер и специальных фотоэлементов по контрастным «мишеням», закреплённым на колёсах автомобиля. Такое оборудование можно встретить на специализированных СТО.
Но главное здесь — это мастер, который будет делать непосредственно сход-развал. Доверяйте работу только проверенным специалистам.