Что такое гидроудар двигателя

что такое гидроудар Обслуживание и ремонт

Простая вода может привести к ремонту автомобиля на сотни тысяч рублей, когда она попала в двигатель. Ведь из-за этого может произойти гидроудар, после которого ничего хорошего ждать не приходится.

Расскажем, как вода может оказаться внутри мотора и как этого избежать.

Гидроудар и чем он опасен

Гидроудар (гидравлический удар) — это физический термин, который означает резкое изменение давления в замкнутой системе, заполненной жидкостью. В автомобиле гидроударом называют ситуацию, когда в цилиндры двигателя попадает вода. На такте сжатия топливовоздушной смеси жидкость препятствует нормальному движению поршня, из-за чего происходит «удар» — деформация либо разрушение шатуна поршня.

В автомобилях, гидроудар возможен только в двигателях внутреннего сгорания (не электрических). Принцип работы ДВС основан на воспламенении топливовоздушной смеси в герметичных (при закрытых клапанах) цилиндрах. Чтобы смесь эффективно горела, поршень на одном из циклов сжимает её, поднимаясь вверх.

Газы сжать просто, но, если в цилиндры попадает вода, задача становится невыполнимой. Из курса физики многие знают, что жидкости практически несжимаемы, так что несложно представить себе даже небольшой объём воды в виде твёрдого препятствия. Инерция раскрученного коленвала «вбивает» поршень в это препятствие, отчего в двигателе происходят разрушения.

Их степень зависит от многих факторов: оборотов мотора в момент удара, а также количества жидкости. В самых фатальных случаях поршень или шатун, «оторванный» от коленвала, пробивает стенку блока цилиндров, и тогда капитальный ремонт двигателя неизбежен.

Для справки: чем выше обороты двигателя в момент гидроудара, тем разрушительнее последствия.

При гидроударе двигателя помимо поршней и шатунов могут пострадать:

  • ремень или цепь ГРМ с натяжителями;
  • ГБЦ.

В результате гидроудара двигатель может даже заклинить. Такое случается при сильной деформации шатуна, но без его разрушения. По мере вращения коленчатого вала поршень опускается и повреждённый шатун упирается в стенку цилиндра. Если по итогу весь ремонт будет заключаться в замене шатуна и поршня с пальцем, критически это по бюджету не ударит. Но помимо непосредственно «клина» могут возникнуть и другие проблемы. Например, «борозды» в цилиндрах. Их бюджетно уже не устранить, а иногда ремонт вообще невозможен.

Как вода попадает внутрь

Как правило, вода попадает туда единственно возможным путём — через воздухозаборник. Например, если вы решили форсировать брод и не рассчитали глубину. Или во время дождя сильно подтопило улицы, а вы поехали по ним не сбавляя хода.

Не всякое погружение воздухозаборника в воду вызывает гидроудар. Воздушный фильтр оказывает сопротивление, и, если вода лишь на мгновенье поднялась выше критической точки, фильтровальная бумага просто намокнет, но фатальных последствий удастся избежать.

Важно: стоимость капремонта двигателя после гидроудара может сравняться с ценой как минимум контрактного мотора, а то и превысить её.

Если все таки произошел гидроудар

В некоторых случаях его нельзя не заметить: из-под капота раздаётся сильный металлический грохот. Но бывает всё гораздо скромнее: просто тихо глохнет мотор.

Стоит ли пытаться продолжить движение? Нет, сначала надо выяснить причину остановки. Возможно, дело вовсе не в гидроударе — просто залило проводку (особенно чувствительны к влаге высоковольтные детали системы зажигания) или управляющий блок. Чтобы сделать хотя бы первые выводы, достаточно добраться до воздушного фильтра. В современных автомобилях его не прячут глубоко, поэтому он легкодоступен. Выключите зажигание, снимите крышку с кожуха фильтра, достаньте элемент и оцените его состояние.

Если фильтр влажный — дело плохо. Возможно, вода оказалась внутри и именно она стала причиной остановки мотора. Попробуйте выкрутить свечи и посмотреть на электроды. У исправного двигателя они, разумеется, сухие (нагар нас сейчас не интересует). Если же электроды влажные, придётся ехать в сервис на эвакуаторе или буксире (не вкручивая свечи обратно!).

Чтобы окончательно разобраться в ситуации, можно провернуть коленвал стартером при выкрученных свечах во всех цилиндрах. Посторонние звуки и уж тем более отсутствие вращения подтвердят негативные прогнозы. Но бывает и так, что сильного удара при попадании воды не произошло — например, если мотор работал на холостых оборотах. Это самый позитивный сценарий. Можно покрутить несколько раз коленвал — лишняя влага выйдет через свечные отверстия и клапаны, затем завернуть свечи и попробовать запустить двигатель.

Если двигатель дизельный, так просто удалить из него влагу не выйдет. Как минимум из-за отсутствия свечей зажигания — отчасти заменяющие их свечи накаливания снимаются сложнее. Да и повреждения в случае гидроудара у таких моторов обычно более значительные, так как степень сжатия у дизеля выше. Поэтому наиболее разумный вариант в таком случае — отправить машину в сервис. Причём исключительно на эвакуаторе. 

Как избежать гидроудара

Совет очевиден: не ехать в броды или глубокие лужи. Но как узнать тот предел, который может безопасно форсировать конкретный автомобиль?

Всё зависит от того, где именно расположен воздухозаборник. Вы наверняка видели брутальные джипы с пластиковыми трубами у капота и передних стоек — это шноркели, которые позволяют перенести забор воздуха максимально высоко. У обычных городских автомобилей отверстие для забора находится под крылом на разной высоте или ближе к верхней точке подкапотного пространства. Можно попробовать увидеть его, сняв пластиковый щит на моторе (если такой есть). Как вариант — просто спросить на сервисе, где именно у вас находится воздухозаборник.

Важно: при форсировании водных преград нужно двигаться с минимальной скоростью, чтобы не создавать высокую волну, которая может «перекатиться» через капот и залить воздушный фильтр.

Имейте в виду, что при движении автомобиля по воде образуется волна, то есть уровень поднимается. Если глубина брода или лужи хотя бы близка к высоте расположения воздухозаборника, такое препятствие лучше не форсировать.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий