ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха. Он помогает двигателю развивать полную мощность при минимальном расходе топлива. Конечно, он не управляет мотором напрямую, а только даёт нужные показания для компьютера.
Расскажем, о каких именно данных идёт речь и как понять, что ДМРВ сломан.
Зачем нужен ДМРВ
Многие считают, что ДВС в зависимости от конструкции работает на бензине или солярке, но это заблуждение. На самом деле любой мотор использует топливовоздушную смесь: без воздуха никакое топливо гореть не будет. Причём в случае автомобильного двигателя в камеру сгорания нужно подать строго определённое количество как горючего, так и его окислителя.
Подачей топлива управляет ЭБУ, регулируя момент и продолжительность открытия форсунок. А чтобы понять, сколько именно топлива нужно впрыснуть во впускной патрубок (при распределённом впрыске) или непосредственно в камеру сгорания (при прямом впрыске), нужно определиться с объёмом поступающего воздуха. Именно эту информацию и выдаёт ДМРВ.
Как работает ДМРВ
Несмотря на своё название, этот датчик не меряет напрямую массу попадающего в двигатель газа. Конструктивно он выглядит как патрубок во впускном тракте, через который проходит воздух в коллектор. Внутри него расположены несколько тонких металлических проволочек (нитей, обычно сделанных из платины) или плёнка из специального токопроводящего материала.
Датчик работает на принципе измерения температуры резистивного элемента (плёнки или нитей). Через него пропускается электрический ток, нагревающий датчик до определённой температуры. А когда нить или плёнка обдуваются проходящим потоком, температура падает — при этом меняется и сопротивление проводника. Чем больше воздуха проходит через ДМРВ, тем ниже его сопротивление. Чаще всего датчик располагается на выходе из воздушного фильтра, но иногда и ближе к входу во впускной коллектор.
Понятно, что такие косвенные замеры количества воздуха имеют погрешность. Хотя бы в силу того, что в камере сгорания сжигается только кислород, содержание которого в атмосфере может быть разным. Поэтому только с помощью ДМРВ получить идеальную топливовоздушную смесь не выйдет. Чтобы точнее смешивать эти два компонента, у современного автомобиля с впрыском топлива обязательно присутствует ещё один датчик — лямбда-зонд, который оценивает количество кислорода уже на выходе, в выпускной трубе.
Идеальным, кстати, считается соотношение воздуха к бензину как 14,7:1 — такую смесь называют стехиометрической. Если воздуха будет меньше положенного, топливо просто не сгорит полностью, его излишки буквально вылетят в трубу. А по дороге будут портить каталитический нейтрализатор. При избытке воздуха (так называемой «бедной смеси») в камере сгорания увеличивается температура, повышается риск детонации, а кроме того, в выхлопных газах становится больше очень вредных окислов азота.
По этим признакам лямбда-зонд и определяет, насколько необходимо подкорректировать значения от ДМРВ в каждый момент времени работы двигателя. Он же первый даст сигнал бортовому компьютеру, если датчик расхода воздуха вышел из строя.
Признаки неисправности ДМРВ
При его неисправности обычно загорается индикатор Check Engine. Одновременно в памяти блока управления сохраняется код ошибки. Считать его можно через бортовой компьютер или с помощью простейшего любительского сканера.
Другими симптомами неисправного ДМРВ наверняка станут изменения в динамике автомобиля и расходе топлива. Если машина стала хуже отзываться на нажатие педали газа или разгоняться дольше обычного, возможно, датчик даёт неверные показания и состав смеси далёк от идеала. При этом, как правило, возрастает расход топлива.
Самую простую проверку ДМРВ можно сделать с помощью мультиметра, измерив значение выходного напряжения датчика. Если оно выше 1,03 В, с большой вероятностью ресурс датчика близок к концу.
Можно заменить датчик самостоятельно. Это несложно, но есть нюансы.
Во-первых, иногда он недешёвый (особенно оригинальный), так что сначала лучше всё-таки убедиться, что он неисправен.
Во-вторых, может потребоваться специнструмент для крепежа.
В-третьих, важно очень аккуратно относиться к самому датчику — не касаться рабочих элементов и стараться сохранить их в чистоте.
Можно ли ездить с неисправным ДМРВ
Выход из строя датчика расхода воздуха, как правило, не приводит к остановке двигателя. Просто ЭБУ переходит на аварийный режим, в котором состав смеси хотя и не идеален, но обеспечивает какое-то сгорание бензина. При этом у мотора могут быть повышены холостые обороты и расход топлива, а динамика будет заметно хуже.
Как понятно из названия режима, он не предполагает долгой эксплуатации и фактически создан для того, чтобы дать возможность владельцу автомобиля доехать до сервиса. Так что злоупотреблять им не стоит — как минимум из-за риска повредить недешёвый нейтрализатор выхлопных газов.
Помогает ли промывка датчика
Чтобы не менять датчик, некоторые автомобилисты рекомендуют сначала промыть или продуть старый.
ДМРВ может выйти из строя (или давать неправильные показания) по двум основным причинам. Чаще всего это банальный износ рабочих элементов: на них изнашивается или осыпается напыление из драгоценных металлов. В таком случае, разумеется, никакая промывка не поможет.
Другой сценарий — загрязнение тех же элементов. Если воздушный фильтр не очень хорошего качества, он может пропускать некоторое количество пыли и грязи. А система вентиляции картерных газов — частицы масла. Здесь уже теоретически шанс восстановить работу ДМРВ есть.
Но продувать датчик сжатым воздухом нельзя, поскольку есть риск повредить нити или плёнку. Также не советуем пользоваться растворителями, спиртом или WD-40. Лучше прибегнуть к специальной автохимии, которая так и называется — «жидкость для промывки ДМРВ» или «очиститель ДМРВ».
                                    






