Что делать, если попал в ДТП с участием пешехода

что делать если сбил пешехода ДТП

Наезд на человека или группу людей — кошмарный сценарий для любого водителя. Человече­ские жизнь и здоровье — самое ценное, что стоит всеми силами оберегать, а покушение на них, пусть даже непред­намерен­ное, предполагает суровое наказание, вплоть до уголовного.

В российской юриспруденции транспортное сред­ство относят к категории источников повышен­ной опасности (наряду, например, с оружием или высоким напряже­нием), что априори пред­полагает ответ­ственность владельца за происше­ствия, случив­шиеся с участием его авто­мобиля. Об этом говорит статья 1079 ГК РФ. Да, пешеходы чаще страдают в происше­ствиях по вине водителей. Но бывает и так, что человек попадает под колёса, даже несмотря на то, что сидевший за рулём неукосни­тельно соблюдал требования ПДД.

В таких ситуациях важно не только свое­временно оказать медицин­скую помощь постра­дав­шим, но и пред­принять все необхо­димые меры, чтобы пред­писанные законом санкции были направ­лены по адресу — против реального виновника ДТП. Давайте разберёмся, как нужно действовать водителю в случае ДТП с участием пешеходов.

Что признаётся наездом на пешехода

В ПДД в явном виде нет такого понятия, как «наезд на пешехода». Оно вытекает из связки нескольких формулировок:

  • определение дорожно-транспортного происшествия, которым признаётся событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (пункт 1.2 ПДД);
  • определение пешехода, которым считается участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства и не выполняющий дорожных работ (пункт 1.2 ПДД).

Отсюда получается, что наезд на пешехода — это дорожно-транспортное происшествие (ДТП), при котором транспортное средство столкнулось с человеком, находящимся вне этого транспортного средства (пешеходом).

Ключевые признаки наезда на пешехода:

  • контакт автомобиля с пешеходом — даже лёгкое касание автомобилем человека считается наездом;
  • пешеход находился вне транспортного средства — если человек выпал из машины или был сбит при выходе, это может рассматриваться иначе;
  • движение транспортного средства — если автомобиль не был статичен (включая начало движения, задний ход).

Например, водитель не уступил дорогу пешеходу на переходе. Или пешеход перебегал дорогу в неположенном месте, и водитель не успел затормозить. Или автомобиль сдавал назад и задел человека.

Инцидент не считается наездом:

  • если пешеход сам наткнулся на стоящую машину;
  • если человек упал под колёса из-за собственных действий (например, в состоянии опьянения). Хотя ответственности с водителя это может и не снять.

Какая ответственность предусмотрена за наезд на пешехода

Водителю — участнику ДТП с пешеходом грозят три возможных типа ответ­ственности, которые применяются как выборочно, так и все сразу — в зависи­мости от тяжести травм пострадав­шего и обстоя­тельств дела.

Административная ответственность

Наступает в случае нарушений ПДД, в том числе приведших к ДТП, и регламен­тируется Кодексом об админи­стративных право­наруше­ниях (КоАП). Тут водитель отвечает только перед законом и государ­ством. Из санкций применя­ются преду­преждения, штрафы, лишение права управ­ления автомо­билем, а в отдельных случаях — кратко­временное ограничение свободы.

В частности, ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплу­атации транс­портного средства, повлекшее причине­ние лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потер­певшего, описана в статье 12.24 КоАП РФ.

Вред здоровьюОтветственность
ЛёгкийШтраф от 3750 до 7500 рублей или лишение права управ­ления транс­портными средствами на срок от одного года до полутора лет (пункт 1 статьи 12.24 КоАП)
Средней тяжестиШтраф от 15 000 до 37 500 рублей или лишение права управления транс­портными средствами на срок от полутора до двух лет (пункт 2 статьи 12.24 КоАП)

Гражданско-правовая ответственность

Это, говоря простым языком, возмещение вреда пострадав­шему. Тут речь идёт исключи­тельно о деньгах — суд оцени­вает причинённый вред в рублях. Например, так компен­сируются расходы на лечение или потери, вызванные утратой работо­способности, а также упущенная выгода.

Есть и понятие компенсации морального вреда. Для пострадав­шего это наиболее сложный пункт для доказа­тельств. Здесь по требо­ванию истца (пешехода) суд ищет наиболее подходящий финансовый экви­валент испытанных во время аварии и лечения боли и страданий. Примеча­тельно, что такую компенсацию суд может определить даже в случае, если пострадав­шему удастся доказать, что он просто сильно испугался во время наезда и понёс в этой связи серьёзный моральный ущерб.

В рамках гражданско-правовой ответ­ственности остаётся и компенсация стоимости иного имущества, которое было у пешехода при себе и которое оказалось испорчено при ДТП: одежда, сумка, её содержимое.

Отдельная история — выплаты в случае гибели пешехода. Они включают компен­сацию расходов на погребение и выплаты иждивенцам. Перечень иждивенцев опреде­ляется статьёй 1088 ГК РФ, а подобные выплаты зачастую составляют весьма значительные суммы.

Избежать выплат в рамках гражданско-правовой ответ­ствен­ности получится лишь в том случае, если водитель сумеет доказать, что един­ственным виновником ДТП стал сам пешеход, а водитель не имел никакой физиче­ской возмож­ности избежать наезда. Такой вывод на основе обстоя­тельств дела, улик и показаний свидетелей, например, способна сделать авто­техническая экспертиза.

Уголовная ответственность

Самый серьёзный вид наказания, не отменяющий преды­дущие два, а допол­няющий их. Уголовная ответ­ственность наступает в случаях, когда был причинён тяжкий вред здоровью пешехода либо по вине водителя пешеход погиб в результате ДТП.

Регламентирует санкции при самых неблаго­приятных итогах аварии с пешеходами статья 264 УК РФ. Она содержит целый ряд пунктов, в которых с ростом тяжести послед­ствий увеличи­вается и мера ответ­ствен­ности за ДТП. Причём если водитель — виновник аварии находился в состоянии алкоголь­ного опьянения, то его ответ­ственность возрастает.

Последствия ДТП для пешеходаОтветственность
Тяжкий вред здоровью— ограничение свободы до 3 лет;
— или принудительные работы до 2 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет;
— или арест до 6 месяцев;
— или лишение свободы до 2 лет
(пункт 1 статьи 264 УК)
Тяжкий вред здоровью при отягчающих обстоятельствах (состояние опьянения, оставление места ДТП, вождение без прав)— принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет
(пункт 2 статьи 264 УК)
Гибель пешехода— принудительные работы до 4 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок до 5 лет
(пункт 3 статьи 264 УК)
Гибель пешехода при отягчающих обстоятельствах (состояние опьянения, оставление места ДТП, вождение без прав)Лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет
(пункт 4 статьи 264 УК)
Гибель нескольких пешеходов— принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок до 7 лет
(пункт 5 статьи 264 УК)
Гибель нескольких пешеходов при отягчающих обстоятельствах (состояние опьянения, оставление места ДТП, вождение без прав)Лишение свободы на срок от 8 до 15 лет
(пункт 6 статьи 264 УК)

Что будет, если попасть в ДТП с пешеходом на «зебре»

ДТП с пешеходом на пешеходном переходе — самый неблаго­приятный вариант для водителя в плане ответ­ственности. Даже если человек оказался на пешеходном переходе неожиданно — резко выпрыгнул из-за препят­ствия, выбежал, перешёл, а затем бросился в обратную сторону и т.п., — мало­вероятно, что это обеспечит водителю снисхождение.

Отвечать придётся даже в самом безобидном случае, когда авто­мобиль задел пешехода чисто символи­чески и тот отделался «лёгким испугом». В такой ситуации по закону водителя ждут санкции, преду­смотрен­ные статьёй 12.24 КоАП РФ: штраф до 7,5 тысяч рублей либо лишение прав на срок до 2 лет.

Единственный вариант избежать наказания в случае инцидента на «зебре» — привести неоспоримые доказа­тель­ства (видео­съёмка, записи видеорегистратора или камер наблюдения, показания нескольких свидете­лей) того, что столкно­вение произошло, опять же, из-за неадекватных действий пешехода. Если последний буквально сам бросился под колёса в тот момент, когда авто­мобиль уже находился в движении на пеше­ходном переходе и водитель не имел физической возмож­ности среагировать.

Какая ответственность за наезд вне перехода

Шансы водителя оправдаться существенно возрастают, если инцидент произошёл за пределами «зебры». Однако даже тогда автомо­билист должен доказать целый ряд обстоя­тельств. Например, что он был не в силах избежать столкно­вения, поскольку пешеход спрыгнул с тротуара слишком быстро и близко к машине. И здесь вновь может прийти на помощь автотехническая экспертиза.

В пользу водителя в любом случае зачтутся и его правиль­ные действия после ДТП — сам оказал первую помощь, вызвал скорую и полицию, выставил знак аварийной остановки и т.д. И если пострадавший не был серьёзно ранен, вопрос об уголовной ответ­ственности, скорее всего, подниматься не будет.

Но при этом всё равно возможна ситуация, когда водителю придётся компенсировать затраты на лечение пешехода. Данная ответственность предусмотрена статьёй 1079 ГК за причинение вреда автомобилем как источником повышенной опасности. От которой освободить может только решение суда.

Как действовать сразу после ДТП

Стандартный порядок действий при ДТП с пострадавшими людьми прописан в пункте 2.6 Правил дорожного движения. Это помощь пострадав­шему — вызов служб — фиксация доказа­тельств.

Если произошёл наезд на пешехода, нужно:

  1. Остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки согласно требованиям пункта 7.2 ПДД.
  2. Принять меры для оказания помощи постра­давшему. Водитель обязан вызвать скорую медицин­скую помощь и полицию, оставаясь на месте в ожидании их прибытия. Покинуть место ДТП допускается лишь в экстренном случае — если приезд скорой в ближайшее время невозможен, а получившего ранения человека требуется без промедления доставить в больницу. После чего обязательно вернуться на место ДТП.
  3. Вызвать инспекторов ГАИ. 
  4. Не перемещать автомобиль, если он не мешает проезду другого транспорта (пункт 2.5 ПДД). 
  5. Если машина пере­крыла движение полностью, её нужно убрать в сторону, освобождая проезд, перед этим согласовав эти действия с дежурным, принявшим звонок по номеру 112 или 849502 (для Москвы). Все такие звонки записы­ваются. Перед тем как убрать машину с дороги, необходимо обязательно зафикси­ровать с помощью фото- или видео­съёмки положение авто­мобиля на дороге, положение пострадав­шего, следы торможения и другие обстоя­тель­ства, имеющие отношение к делу.
  6. Связаться со страховой компанией, где оформлен полис ОСАГО, и заявить о происшествии.
  7. Не употреблять алкоголь или лекарства, содержащие психотропные, наркотические или сильнодействующие вещества, а также препараты с седативным эффектом. Это будет равносильно вождению в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП) со всеми отягчающими последствиями.

Надо ли оказывать первую помощь

Сегодня в ПДД требование оказать первую помощь потеряло привычное в прошлом проме­жуточное слово «медицин­скую». Ныне от водителя никто не требует медицинских спец­навыков, неудачное примене­ние которых при неблаго­приятных условиях может навредить пострадавшему.

Тысячу раз подумайте, прежде чем само­стоятельно пере­вернуть пострадав­шего, поднять его или, например, снять шлем с велоси­педиста. Действуя из лучших побуждений, можно причинить раненому ещё больший вред. И если позже следствие установит, что так и случилось, то инициатива способна обер­нуться против водителя. 

Лучше ограничиться общими мерами по оказанию помощи. Они включают в себя как простые меро­приятия по обеспе­чению покоя и свободного доступа кислорода, так и более сложные — например, остановку крово­течения, в том числе с помощью жгута. В особых случаях, если после аварии неизбежна доставка пострадав­шего в медицинское учреж­дение своими силами, первая помощь предполагает и наложе­ние шин на места переломов. Но, повторимся, такие мани­пуляции лучше по возмож­ности оставить медикам. Не стоит давать пострадав­шим и лекар­ственные препараты. Если на таблетки у человека окажется аллергия, ответ­ственность ляжет на вас.

На водительских курсах учат, как делать искусственное дыхание, если пострадавший не дышит, и закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение. Такими навыками пренебрегать не советуем. Если видно, что человек умирает, попытка его спасения — ваш долг. Любую первую помощь можно и нужно оказывать, когда для всех очевиден серьёзный риск для здоровья или жизни человека.

Если под колёса автомобиля попал ребёнок, вызов скорой и ГИБДД строго обязателен — даже если малыш говорит, что не пострадал. По разным причинам дети часто боятся рассказы­вать взрослым о своём само­чувствии. К тому же им бывает сложно определить характер боли и повреждений.

Необходимо также выяснить телефон родителей и самому позвонить им ещё до приезда служб, спокойно и объективно описать ситуацию. При необходи­мости попросить приехать. Морально это непросто, но так вы не только поможете ребёнку успокоиться, но и отчасти обезопасите себя от неоправ­данных санкций и преследования.

Что делать дальше

Итак, помощь оказана, службы в пути, машина проезду не мешает. Теперь надо собрать контакты очевидцев происшествия и зафиксировать обстоятельства ДТП. Для себя, на будущее, а также для того, чтобы передать их прибывшим на место сотрудникам полиции.

Нарушившие ПДД водители по понятным причинам на этот шаг идут не всегда. Но если вы не считаете себя виноватым в произо­шедшем или полагаете, что виноваты не вы один, опускать руки нельзя ни в коем случае.

Порядок действий следующий:

  1. Собрать данные свидетелей. Записать имена, фамилии и номера телефонов всех, кто видел момент ДТП. 
  2. Сфотографировать обстоятельства ДТП: где и в каком состоянии находится пострадавший, где и как расположен автомобиль. Снимите несколько фото общего плана с привязкой к местности — номеру дома, названию улицы, к километровому столбику, мосту или к приметному дереву, если дело происходит на загородной трассе.
  3. Зафиксировать имеющиеся на автомобиле повреждения, тормозной путь, осколки стекла, пластика, вмятины на металле кузова, облетевшую краску, если такие имеются. 
  4. Нужны и кадры самой дороги, где произошло ДТП: состояние асфальта (мокрый, скользкий, с ямами), наличие осадков в момент ДТП, направ­ление солнечного света и прочее.
  5. Если есть видеорегистратор — сохранить запись. В будущем она может стать главным доказательством.
  6. Если пешеход был в состоянии опьянения (алкогольного или наркотиче­ского), то обратить на это внимание свидетелей, а затем и прибывших на место медиков. Попросите отметить этот факт в документах и потребуйте провести медицинскую экспертизу. Однако факт нетрезвого состояния пострадав­шего пешехода не отменяет необходи­мости вызова скорой и ГИБДД. И даже установ­ленный факт опьянения пострадав­шего не гарантирует освобож­дение водителя от ответ­ственности.
  7. По приезде ГАИ нужно подробно рассказать инспектору свою версию обстоятельств ДТП, передать ему фото- и видеоматериалы, контакты свидетелей, убедиться, что инспектор корректно заполнил документы. При составлении протокола необходимо следить, чтобы все без исключения обстоятель­ства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель с чем-то не согласен, он вправе сделать об этом отметку в специ­альной графе протокола и потом указать это в объяс­нениях. А позднее, если будет возбуждено дело, и в протоколе допроса.

На последнем этапе можно, и на самом деле даже желательно, связаться с адвокатом. Профессиональный юрист поможет трезво оценить ситуацию и корректно оформить бумаги.

Съёмку можно и нужно производить также во время осмотра места происше­ствия сотруд­никами полиции. При этом желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке отмечались дата и время, когда он был сделан. Это повысит шансы избежать неправомерных взысканий. При любом развитии ситуации лишними такие фото не будут.

Почему важно сообщить о ДТП в страховую компанию

В рамках ОСАГО водитель обязан сообщить в страховую компанию о наезде на пешехода, даже если:

  • пешеход не пострадал или получил лёгкие повреждения;
  • видимые повреждения отсутствуют;
  • удалось договориться с пешеходом на месте без оформления ДТП.

Почему это важно:

  1. Требование закона. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 25.04.2022 № 40-ФЗ об ОСАГО, водитель должен уведомлять страховщика о любом страховом случае. В самом законе сроки уведомления страховой компании в явном виде не указаны. Есть лишь отсылка на Правила ОСАГО. В пункте 7.12 Правил ОСАГО указан срок 5 рабочих дней на подачу заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
  2. Риск последующих претензий. Пешеход может позже обратиться за компенсацией, и отсутствие уведомления осложнит ситуацию.
  3. Возможный отказ в выплате. Если не сообщить о ДТП, страховая вправе отказать в покрытии ущерба (пункты 2–3 статьи 11 Закона № 40-ФЗ об ОСАГО).
  4. Риск регрессивного иска от страховой компании (статья 14 Закона № 40-ФЗ об ОСАГО).

Помимо этого, страховая может прямо по телефону дать важные советы и рекомендации, вызвать скорую помощь и полицию и даже направить на место ДТП своего аварийного комиссара, который поможет с оформлением документов и проконсультирует по порядку действий участников ДТП.

Как доказать свою невиновность

В случае ДТП с пешеходом любой водитель — виновный в наезде или нет — пытается избежать несправед­ливого наказания, а при наиболее благо­приятных условиях — и наказания как такового. Однако полностью избежать ответ­ствен­ности удастся только в том случае, если доказать, что в ДТП виноват исключи­тельно сам пострадавший.

Для этого водителю предстоит собрать как можно больше доказа­тельств вины пешехода. Это могут быть записи камер наружного видео­наблюдения и видео­регистра­торов в машинах, показания свидете­лей — пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев на улице, в попутном или встречном транспорте. Чем больше свидете­лей — тем лучше. Особенно может помочь фиксация тормозного следа, который, если на дороге сухо, обычно хорошо виден на асфальте.

Кроме того, водитель должен одно­значно доказать, что с его стороны Правила дорожного движения соблюда­лись неукоснительно:

  • он не превышал разрешённую скорость;
  • чётко руковод­ство­вался указаниями светофора, разметки и дорожных знаков;
  • включил все необходимые световые приборы;
  • заранее протёр стёкла и фары;
  • автомобиль был полностью исправен (что подтверждает карта техосмотра).

Понятно, что после наезда на человека водитель находится в состоянии сильного стресса. Поэтому юристы советуют сразу после экстренных служб позвонить адвокату, знающему правильную последова­тель­ность действий.

Особенно это касается случаев, когда пешеход получил либо тяжёлые травмы, либо погиб. В таких ситуациях дело возбужда­ется по уголовной статье, и здесь нужен юрист именно со статусом адвоката. Только адвокат может работать по уголовным делам — то есть выступать в качестве защитника в ходе следствия и в суде.

Что будет, если в ДТП виноват пешеход

Бывает и так, что вина за столкно­вение полностью лежит на пешеходе. И если этот факт будет доказан, водителя освободят от мер админи­стратив­ного воздействия — в случае отсут­ствия какой-то его допол­нительной вины (оставления места ДТП, вождения в пьяном виде и т.п.). Он также избежит возмещения вреда и, разумеется, не понесёт уголовной ответ­ственности.

Больше того, при определённых обстоятель­ствах, если ДТП спрово­цировал пешеход, возмещать причинён­ный вред будет именно он. Так, если из-за нарушения Правил пешеходом пострадал товарный вид транс­портного средства, он будет обязан компен­сировать авто­владельцу нанесённый ущерб. Данная норма предусмотрена в статье 1064 ГК РФ.

Почему нельзя игнорировать оформление мелких ДТП с участием пешеходов

Когда случается ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у его участников нередко возникает соблазн избежать общения с ГИБДД и договориться, что называется, «на месте». Действи­тельно, чтобы не терять время и нервы во время оформ­ления всех документов, проще вовсе не информи­ровать полицию. А водитель таким образом может ещё и избежать штрафа. Но стоит ли?

Определить на глазок, насколько сильно пострадал пешеход, бывает сложно. Человек может чувство­вать себя здоровым и лишь потом выяснить, что синяк на боку — это трещина в ребре, а шишка на голове допол­нилась сотрясением мозга. И если нечто подобное позже выплывет наружу, водителя ожидает серьёзное наказание.

Кроме того, разойдясь с вами миром, пешеход способен и пере­думать спустя некоторое время. В этом случае он соберёт доказа­тель­ства, зафиксирует раны у медиков и обратится в суд с требова­нием возместить ущерб и компен­сировать моральный вред. И уже от такого иска договорив­шемуся «на месте» водителю будет отбиваться намного труднее.

Конечно, на такие случаи у опытных водителей имеется лайфхак — расписка пострадав­шего. Тот собственно­ручно подписы­вает бумагу, что претензий в резуль­тате ДТП не имеет, что вред ему компен­сирован или же будет компен­сирован в установ­ленные сроки и в оговорён­ном размере, что от вызова ГИБДД он отказался сам… Но стоит ли экспери­ментировать?

Как быть, если пешеход ушёл с места ДТП

Ещё один распространённый сценарий развития событий: после столкно­вения с вашим автомо­билем пешеход просто уходит с места происше­ствия. Медики и психологи зачастую объясняют подобное поведение посттравма­тическим шоком. В стрессовом состоянии осознание произошед­шего приходит к человеку с некоторым опозда­нием. Пешеходу кажется, что он не пострадал, — а на самом деле у него могут быть довольно серьёзные травмы.

Другая причина: люди просто предпо­читают не связы­ваться с агрес­сивными водителями или сотруд­никами полиции. Либо спешат по более важным с их точки зрения делам.

Но радоваться счастливому финалу и быстро покидать место происше­ствия в такой ситуации водителю не стоит. Правильно сделать так:

  • Остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  • Вызвать ГАИ.
  • Не перемещать автомобиль, если он не мешает проезду другого транспорта.
  • Если машина пере­крыла движение полностью, перед тем как убрать машину с дороги, необходимо обязательно зафикси­ровать с помощью фото- или видео­съёмки положение авто­мобиля на дороге, положение пострадав­шего, следы торможения и другие обстоя­тель­ства, имеющие отношение к делу.

Осторожно, мошенники!

Увы, случается и так, что строгостью закона по отноше­нию к водителям пытаются восполь­зоваться в своих интересах нечистые на руку люди. Мошен­ники имитируют ДТП с травмами, само­стоятельно бросившись либо на авто­мобиль, либо на землю перед ним. Далее, прикинув­шись ранеными, они стараются «развести» испуган­ного водителя на компенсацию несуще­ствующего на самом деле ущерба. Сперва в неофици­альном формате, а дальше — как получится.

Рецепт противодействия мошен­никам традици­онный: сразу вызывайте медиков и ГИБДД! А если злоумыш­ленник заметит установ­ленный на автомо­биле видео­регистратор, то, не желая «светиться», наверняка попробует ретиро­ваться уже на этом этапе.

Не нужно отзываться и на предложе­ние откупиться, даже если «выкуп» не пред­став­ляется для вас значитель­ной суммой. Давление и угрозы мошен­ника в данной ситуации — блеф. А участие в «левой» схеме ставит вас вне закона.

В ответ спокойно предложите дождаться право­охранителей и скорую, и если псевдо­пострадав­шему срочная помощь не требуется, начинайте деловито и методично искать свидетелей, фиксиро­вать положение автомо­биля и обстоя­тель­ства происше­ствия с помощью фото­камеры на смартфоне.

Наверняка мошенника отпугнут подобные действия. Если же вы по невнима­тель­ности действи­тельно задели человека, такие действия помогут затем разобраться в ситуации и преду­предить прочие негативные послед­ствия.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Automania.ru
Добавить комментарий